Сухогруз Red Sage класса Сapesize прибыл в Ильичевский порт с грузом коксующегося угля из Австралии для холдинга "Метинвест". Общий размер судовой партии составил 177,6 тыс. тонн, из которых 56,2 тыс. тонн были выгружены на рейде, и 121,4 - непосредственно у причалов Ильичевского порта, сообщает корреспондент ЦТС.
Недостаточные глубины у причалов Ильичевского порта вынуждают грузоотправителей искать альтернативные варианты обработки крупных грузовых партий на судах класса Capesize, используя при этом не только возможности рейдовой погрузки, но и глубоководные мощности других портов. Так, Red Sage стал практическим примером реализации новой схемы погрузки - первая часть судовой партии в объеме около 11 тыс. тонн железорудного сырья была погружена у причалов Ильичевского порта, вторая часть - 169,2 тыс. тонн - у причала 6 ГП "Морской портовый порт Южный". Всего на сухогруз было погружено 180,2 тыс. тонн, погрузка завершена 21 октября.
Таким образом, как и прогнозировал ранее ЦТС, погрузка по схеме ИМПТ + МТПЮ стала уже четвертым вариантом обработки судов типа Capesize в портах Украины. Ранее суда этого класса либо грузились полностью у глубоководных причалов ГП "МТПЮ", либо догружались в ГП "МТПЮ" после погрузки первой части судовой партии у причалов ТИС, либо использовалась дорогостоящая схема рейдовой дозагрузки в Ильичевском порту.
"Использование варианта погрузки Ильичевск + ГП "МТПЮ" может стать для грузоотправителей альтернативой уже наработанной схемы погрузки судов типа Сapesize на терминалах ТИС с дозагрузкой на ГП "МТПЮ", - отмечает старший аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев. Этот шаг мог бы повысить загрузку мощностей ГСК в Ильичевском порту и уменьшить потери от ухода части грузопотока на более конкурентный частный ТИС, добавляет он.
Но для этого Ильичевскому порту необходимо существенно увеличить норму погрузки - с сегодняшних 10-12 тыс. тонн/сутки до 25 тыс. тонн/сутки. "От того, сможет ли новый менеджмент порта справиться с этой задачей и зависит, будет ли Ильичевский порт интересным крупным грузоотправителям", - резюмирует эксперт.
Добиться повышения нормативов погрузки ГП "Ильичевский морской торговый порт" намерен в ближайшее время за счет в том числе инвестиций в средства малой механизации: грейферы и мобильные перегружатели. Также Ильичевский филиал АМПУ уже в 2016 году начинает дноуглубление канала и акватории - соответствующий проект уже подготовлен. "Планируется реконструкция акватории Ильичевского порта, углубление подходного канала до 16 метров", - заявил по этому вопросу в начале октября заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков.
Глава профсоюза ГП "Ильичевский морской торговый порт" Сергей Брызгалов считает, что инвестирование в дноуглубление и увеличение скорости погрузки в первую очередь выгодно самому государству. "Государственный стивидор с каждой гривны прибыли 35 копеек отдает государству. Поэтому государство должно быть заинтересовано в повышении конкурентоспособности госстивидора перед частным оператором. В Украине, если брать импортные навалочные грузы, с нами может конкурировать только ТИС. Что же касается Южного МТП, то он ориентирован на экспорт в силу своей специфики погрузки. Переработав уголь с сухогруза Red Sage, коллектив доказал, что госстивидор не менее эффективный и конкурентный, чем частный оператор", - говорит руководитель профсоюза Ильичевского порта.