19 августа, руководство украинской и российской таможенных служб попытаются вернуть процесс торговли между странами в стандартный режим. Forbes.ua указывает, что проблемы появились не только у украинского бизнеса – российские компании также страдают, причем как минимум по трем направлениям.

Во-первых, 90% украинских контрактов на экспорт заключены на условиях, когда продавец платит доставку груза лишь до границы, указывает глава украинского представительства российского оператора ж/д перевозок Евросиб Евгений Балашов. Таким образом, потери от растаможки и убытки от простоя грузов ложатся не на украинскую компанию-отправителя, а на российского получателя.

Во-вторых, восемь из десяти вагонов, которые перевозят украинские грузы в Россию, принадлежат российским компаниям, указывает глава логистической компании Укртиртранс Алексей Романюк. Таким образом, задержка грузов из Украины на таможне рикошетом бьет и по российским интересам.

Например, таможенные вопросы Метинвеста уже повлияли на доходы Первой грузовой компании – российского владельца вагонного парка, одного из наибольших в мире операторов ж/д грузоперевозок. "Наши ключевые клиенты начинают отказываться от поставок грузов в Российскую Федерацию, и в результате мы теряем наши плановые перевозки. Нас эта проблема коснулась, как никого", – посетовал собеседник Forbes, занимающий руководящую должность в украинской "дочке" ПГК. К примеру, Метинвест, массово отправляющий грузы в Россию, остановил эти перевозки на неопределенный период, указал он.

Третьей проблемой российского бизнеса оказалось отсутствие украинской продукции и сырья. Для ряда отраслей экономики России – к примеру, строительства, – это может вызвать остановку или резкое замедление. Так, сейчас вместе с остальными товарами на границе стоит и щебень. "Но без украинского щебня вся стройка в Москве просто станет, – подчеркивает Романюк из Укртиртранса, который перевозит в Россию в том числе и эту продукцию. – Поставщики из Карелии закрывают север России, украинские – Москву и всю южную часть".

Тем не менее, в итоге, у украинских партнеров пострадавшего российского бизнеса проблемы все равно появятся. "С учетом того, насколько трудоемким теперь стал процесс покупки товаров в Украине, не каждый импортер захочет бороться с такими трудностями, – указывает Сергей Лавриненко, гендиректор Стальканат-Силур, грузы которого также стоят на границе. – Сначала российские импортеры и потребители попытаются решить эти проблемы. Потом им начнет это надоедать. В результате они залечат раны, и начнут искать поставщиков в других странах".

Ранее в Кабмине заверили, что проблемы пропуска поездов с украинскими товарами в РФ будут решены в ближайшее время.

Напомним, что, по данным Федерации работодателей Украины (ФРУ), с 14 августа текущего года таможенная служба России включила в перечень "рисковых" всех без исключения украинских импортеров, что фактически на неопределенное время блокировало поставку товаров из Украины. ФРУ обратилась к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой содействовать скорейшему разрешению торговых споров с РФ. 

Ряд компаний, в том числе поставщиков овощей и фруктов, а также Метинвест, InkermanInternational и Милкиленд уже заявили о наличии проблем с таможенным оформлением их товаров на границе с Россией, а корпорация Оболонь заморозила экспорт продукции в Российскую Федерацию. Вчера поступила информация о том, что за последнее время на подходах к российско-украинской границе скопилось около тысячи вагонов.
 
Российское правительство отрицает введение каких-либо санкций в отношении украинского импорта, отмечая, что определенные меры были приняты по решению таможенных органов РФ. В свою очередь Федеральная таможенная служба России отрицает блокировку поставок товаров из Украины и создание "рисковых списков" украинских импортеров.