Министерство экономического развития РФ предлагает покрывать издержки "Аэрофлота" от эксплуатации самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) за счет субсидий в размере до 1 млрд руб. в год, сообщил заместитель главы МЭР Андрей Клепач на съезде авиапроизводителей России. Каталожная цена одного Superjet составляет около 35 миллионов долларов, то есть чуть больше миллиарда рублей, пишет AEX.RU

"По нашей оценке, уже в 2013-2014 гг. понадобятся дополнительные средства, хотя бы для того чтобы компенсировать потери, которые несет "Аэрофлот" и другие авиаперевозчики. Может быть, нужно предусмотреть отдельную субсидию авиапроизводителю, чтобы профинансировать издержки, которые есть на опытном, первоначальном этапе использования новых российских самолетов авиаперевозчиками", - сказал он.

Напомним, в конце марта 2013г. объявила о своем банкротстве авиакомпания "Армавиа", ставшая в 2011 г. первым покупателем SSJ-100. Предполагалось, что число закупленных "Армавиа" SSJ-100 будет доведено до шести, однако летом 2012г. компания объявила, что отказывается от покупки второго самолета, посетовав на экономическую неэффективность эксплуатации первого SSJ-100. Ранее СМИ неоднократно сообщали о неисправностях на самолетах Superjet, которые были поставлены «Аэрофлоту», а «Якутия» в марте 2013 года отправила один из своих лайнеров в «Сухой» на доработку. Кроме того, Росавиация в феврале 2013 года ненадолго приостанавливала сертификаты летной годности нескольких Superjet, принадлежащих «Аэрофлоту». Из-за этого госкомпания вынуждена была искать другие самолеты для осуществления рейсов. В «Сухом» тогда заявляли, что компенсируют «Аэрофлоту» затраты, связанные с простоем лайнеров.

Дополнительные средства необходимо предусмотреть в рамках текущего бюджетного цикла. Это означает, что за 1-2 месяца мы с Минпромторгом, ОАК и "Ильюшин финанс" должны сформулировать конкретные предложения. Иначе все эти проблемы будут мешать самолетам "встать на крыло" в дальнейшем", - сказал А.Клепач.

Вопрос о предоставлении таких субсидий и их суммах пока не решен. Предположительно первоначально они могут предоставляться для компенсации потерь перевозчиков от эксплуатации SSJ-100, а в будущем - от эксплуатации МС-21.

В начале октября 2012г. заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов заявил, что покупку российских самолетов отечественными авиакомпаниями стимулировать не нужно.

"Что касается стимулирования российских авиакомпаний к приобретению отечественных самолетов - не надо стимулировать, не надо мотивировать, когда предлагается какой-то конкурентоспособный продукт. Я хочу сказать, что никаких административных воздействий на "Аэрофлот" при принятии решения на заключение контракта на самолет Sukhoi SuperJet 100 оказано не было. Самолет был конкурентоспособным в своей линейке", - сказал он.

Также не исключено, что дополнительные субсидии будут выделены и авиапроизводителям, сказал Андрей Клепач. В частности, Минэкономразвития предлагает направить на финансовое оздоровление авиапроизводителей часть Фонда национального благосостояния, куда попадают средства, получаемые государством от высоких цен на нефть на мировом рынке. По оценке Клепача, такая схема может заработать уже с 2014 года.