Китай предпринял первый шаг в сторону решения конфликта с ЕС, связанного с включением международной авиации в углеродный рынок Евросоюза (ETS). Китайские власти объявили о запуске внутренней системы авиаплатежей для китайских перевозчиков, сборы с которых пойдут на финансирование энергоэффективных мер в авиасекторе. Об этом пишет Коммерсантъ.
Новая система авиаплатежей станет частью масштабной программы повышения энергоэффективности в Китае общей стоимостью порядка 375,6 млрд долларов. Проблема энергоэффективности и снижения выбросов СО2 является для Китая крайне актуальной. Так, в 2011 году выбросы углекислого газа в стране возросли на 800 млн тонн, что превратило КНР в "эмитента номер один" в мире (29% от объема глобальных выбросов).
Пассажирам китайских авиалиний система авиаплатежей обойдется в 50 юаней (7,87 долларов) на внутренних перелетах и 90 юаней (14,17 долларов) на международных рейсах. Всего авиасектор КНР должен собрать около 2,4 млрд долларов к концу 2012 года. Для сравнения: ожидаемый рост тарифов европейских перевозчиков в связи с включением авиации в углеродный рынок ЕС - от 2,62 до 15,75 долларов в расчете на одного пассажира за один полет.
Напомним, Китай на протяжении последних полутора лет являлся одним из самых активных противников включения авиации в рынок углеродных сокращений ЕС. В январе власти страны даже законодательно запретили китайским авиакомпаниям участвовать в европейской системе торговли квотами на выбросы, а также повышать стоимость авиабилетов из-за новых требований ЕС.
Нынешняя инициатива, по мнению экспертов, является формальной попыткой уйти от европейской системы регулирования. Большинство аналитиков согласно, что нововведение является своеобразным "эквивалентом" европейской системе сборов авиационных платежей. Таким образом, ЕС может исключить из ETS китайские авиакомпании, так как они уже будут платить "экологический налог" у себя в стране.
Впрочем, эксперты продолжают утверждать, что включение авиации в европейскую систему торговли выбросов лишь первый шаг в числе международных мер регулирования парниковых выбросов. Так, например, известно, что система "экологических налогов" уже разрабатываются и для судоходства; ужесточаются экологические требования и для автотранспортных средств.