Договариваться с "Укрзализныцей" (УЗ) о выгодных тарифах на перевозку транзитных грузов станет сложнее. В Мининфраструктуры решили ограничить влияние УЗ на тарифную политику, разрешив монополии давать клиентам не более 30% скидки, пишет Коммерсантъ-Украина.
В Мининфраструктуры разработали порядок установления "Укрзализныцей" коэффициентов (скидок) к тарифам на перевозку транзитных грузов. "Сейчас УЗ самостоятельно формирует предложения по применению коэффициентов, при этом порядок их подготовки и экономических обоснований к ним отсутствует", - отмечается в пояснительной записке к проекту.
Скидки будут устанавливаться сроком на один фрахтовый год, говорится в документе. УЗ станет готовить предложения по ним, а тарифный совет, который планируется создать при Мининфраструктуры, утверждать эти предложения. В УЗ должны будут обосновать необходимость применения скидок - к примеру, предоставить плановые показатели перевозки транзитных грузов с учетом скидок и продемонстрировать эффективность их введения в предыдущем фрахтовом году.
Совет будет принимать решения по скидкам и тарифам не позднее 10 октября каждого года. А в течение года УЗ сможет также подавать свои предложения, которые в течение месяца рассмотрят в Мининфраструктуры.
Новый порядок может снизить гибкость "Укрзализныци" в принятии решений при переговорах с клиентами. "Согласования с министерством будут требовать выполнения регламента, а это затягивает процесс", - отмечает начальник Главного коммерческого управления "Укрзализныци" Юрий Меркулов. По его словам, более 30% скидки УЗ (по решению Мининфраструктуры) и так не может предоставлять с прошлого года, но теперь придется регулярно отчитываться перед министерством.
С введением нового порядка УЗ может потерять гибкость в принятии решений при переговорах с клиентами. Сейчас УЗ может в течение недели созвать тарифную комиссию и оперативно предоставить скидку новому клиенту. "С введением нового порядка потребуется намного больше времени, а отправитель ждать не будет - найдет альтернативные пути. Основной транзит идет из России и Казахстана, а там уже давно создали нужные условия для него", - отмечает гендиректор экспедиторской компании "УкрТОК" Галина Полищук.
С другой стороны новый порядок препятствует злоупотреблениям со стороны УЗ, считает заместитель директора Центра политического и экономического анализа Антон Кравченко. Рентабельность транзитных перевозок в 2-2,5 раза выше внутренних, поскольку тарифы на них устанавливает сама УЗ, а не Кабмин. Поэтому возникает почва для злоупотреблений.