РЖД направило в правительство генеральную схему, программу и финансовый план развития железных дорог до 2020 года. Документы предполагают реализацию 24 проектов, необходимых для того, чтобы вывезти все грузы, которые могут быть предъявлены в этой перспективе, пишет Гудок.
Стоимость модернизации в прогнозных ценах составляет 5,7 трлн руб. (175,2 млрд долларов), при этом дефицит инвестиционной программы самой РЖД оценивается в 1,9 трлн руб. (58,4 млрд долларов). За семь следующих лет предстоит построить почти 7 тыс. км новых путей.
Правительство определило подходы, согласно которым будет осуществляться инвестиционная деятельность компании. Так, начисленную амортизацию не будут тратить на проекты развития, она пойдет строго на модернизацию инфраструктуры. Новое строительство РЖД будет финансировать за счет заемных средств, исходя из соотношения чистого долга к объему прибыли до вычета всех расходов (EBITDA).
Сейчас это соотношение составляет меньше единицы, и компания готова нарастить этот коэффициент до двух. Точную сумму заимствований назвать сложно, поскольку она зависит от многих факторов: уровня тарифов, возможности введения инвестиционной составляющей, программы приватизации активов. Однако пока предполагается, что предельное значение будет достигнуто к 2016 году при ежегодном заимствовании 60–80 млрд руб. (1,8-2,5 млрд долларов).
Из своих средств компания готова финансировать проекты со сроком окупаемости до 20 лет, поскольку инвесторы доверяют РЖД деньги на этот срок. Ряд строек будет осуществлен и за счет средств грузоотправителей на условиях "вези или плати". Практически все дальневосточные проекты будут реализованы при помощи государства, так как они дают хороший мультипликационный эффект для всей экономики и бюджеты различных уровней получат от их реализации дополнительные доходы.
Министерство финансов считает возможным выпуск инфраструктурных облигаций, однако оценить необходимую сумму инвестиций можно будет только после анализа инвестпрограммы РЖД. Работу с предложениями РЖД планируется закончить к концу года.
Напомним, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей РЖД оценивает в 918 млрд рублей (около 30 млрд долларов). Ранее сообщалось, что в ближайшие годы РЖД планирует построить 18 терминалов для обработки и хранения грузов общей мощностью 210 млн тонн в год. Инвестиции могут составить 4,2 млрд долларов.