Чтобы оптимизировать привлечение частного парка для обеспечения социальных перевозок, ОАО "РЖД" обратилось к правительству с предложением отменить госрегулирование ставок на аренду вагонов, которая сейчас составляет чуть более 1 тыс. руб. (31,1 доллара) за вагон в сутки, пишет Гудок.
Предложение поменять фиксированную арендную ставку на рыночную содержится в письме, которое президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин направил первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Как отмечается в нем, количество привлеченных полувагонов (а привлечь удалось 107 тыс. единиц у дочернего ОАО "ВГК" вместо запланированных 205 тыс. со всего рынка) не позволяет достигнуть "эффекта масштаба" для оптимизации логистики порожних вагонов.
"Привлеченные полувагоны подаются под погрузку по остаточному принципу, что не позволяет достичь целевых показателей использования парка по среднесетевым условиям", - пишет Якунин.
Пассивность частных собственников в вопросе передачи вагонов на условиях оферты объясняется как раз низкой арендной ставкой.
По мнению руководителя отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игоря Куротченко, частные операторы больше зарабатывают при самостоятельном управлении вагонами. "Прибыль значительно больше при самостоятельном управлении вагонами: обычная суточная доходность составляет 1,3–1,4 тыс. руб. И, пока есть возможность зарабатывать эту сумму, под 1 тыс. руб. вагоны передаваться не будут", - считает эксперт.
Между тем, не все регуляторы и игроки рынка солидарны с предложениями РЖД. Помимо монополии, с письмом к правительству обратилось и Минэкономразвития. И в нем, утверждает анонимный источник, предлагается "закрыть тему привлечения парка".
Его "сохранение не представляется целесообразным", считают и в Совете участников рынка услуг операторов ж/д подвижного состава: сохранение парка способствует снижению мотивации РЖД к внедрению современных технологий и управления поездной работы в условиях множественности операторов, что не стимулирует дальнейшее развитие отрасли.
Подробнее читайте в разделе ЦТС Дайджест.
Напомним, ранее отказаться от госрегулирования тарифов предложили и в портовой отрасли, что также не вызвало поддержки у всех заинтересованных ведомств.