Министерство транспорта России предложило добавить к утвержденному Минэкономразвития плану индексации тарифов на железнодорожные перевозки на 5,5% в 2013 году инвестиционную составляющую в размере 5,5%, говорится в письме, направленном в адрес Минэкономразвития, пишут Ведомости.
Такой же должна быть индексация в 2014-2015 гг., говорит сотрудник Минтранса. Итоговый рост тарифов РЖД в 2013-2015 гг. может составить 10,5-11%. Для РЖД это 156,2 млрд руб. дополнительных доходов за следующие три года (5,013 млрд долларов). Поддержат ли Минтранс другие ведомства, непонятно.
Проблема в том, что у РЖД "практически отсутствует" возможность увеличения инвестиционного бюджета за счет использования собственных средств, а вкладываться в модернизацию нужно. При индексации тарифов, как предлагает Минэкономразвития, на 5-5,5% в год инвестпрограмма РЖД в 2013 г. будет 342 млрд руб., в 2014 г. - 368 млрд руб., в 2015 г. - 384 млрд руб. В этом случае РЖД не хватит 64,5 млрд руб. на строительство подходов к морским портам Северо-Запада и Юга России и еще столько же - на расширение пропускной способности БАМа.
Введение инвестсоставляющей решит эту проблему: в 2013 г. монополия может дополнительно получить 50,8 млрд руб., в 2014 г. - 52 млрд руб., в 2015 г. - 53,4 млрд руб., говорится в письме. Вырученные деньги пойдут на реконструкцию железных дорог на востоке.
Индексация на 11% в 2013-2015 гг. - это слишком много, недоволен топ-менеджер крупной компании - производителя минеральных удобрений. Например, для его компании такая индексация тарифов обойдется дополнительно в 15 млн долларов в год, посчитал он, а это половина ежегодных затрат на капремонт одного завода. Недоволен и сотрудник другой крупной химической компании: это приведет к повышению стоимости товаров, что, в свою очередь, грозит снижением экспортного потенциала России, предупреждает он.
Напомним, ранее сообщалось, что в России на развитие железной дороги тратят на треть меньше, чем в ЕС - при сохранении существующей динамики развития ж/д инфраструктуры в России к 2015 году прогнозируется невывоз порядка 230 млн тонн грузов ежегодно.
Всего в ближайшие годы РЖД направит на расширение припортовых станций и ж/д подходов к портам 18 млрд долларов.