Чтобы оптимизировать привлечение частного парка для обеспечения социальных перевозок, ОАО "РЖД" обратилось к правительству с предложением отменить госрегулирование ставок на аренду вагонов. В то же время не все игроки рынка поддерживают эту инициативу – некоторые убеждены, что привлеченный парк и вовсе следует "распустить".

Предложение дерегулировать арендную ставку, которая сейчас составляет чуть более 1 тыс. руб. за вагон в сутки, и поменять ее на рыночную содержится в письме, которое президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин направил первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Как отмечается в нем, количество привлеченных полувагонов (а привлечь удалось 107 тыс. единиц у дочернего ОАО "ВГК" вместо запланированных 205 тыс. со всего рынка) не позволяет достигнуть "эффекта масштаба" для оптимизации логистики порожних вагонов.

"Привлеченные полувагоны подаются под погрузку по остаточному принципу, что не позволяет достичь целевых показателей использования парка по среднесетевым условиям", – пишет Владимир Якунин.

Пассивность частных собственников в вопросе передачи вагонов на условиях оферты объясняется как раз низкой арендной ставкой. В письме отмечается, что другие владельцы полувагонов не считают возможным передавать парк в управление ОАО "РЖД" на условиях привлечения вагонов ОАО "ВГК", считая установленную цену привлечения не соответствующей рыночным условиям.

В секретариате первого вице-премьера от комментариев воздержались.

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко инициативу ОАО "РЖД" поддерживает. Нынешняя ставка, по его мнению, не привлекательна для операторов по двум причинам.

"Во-первых, расходы на лизинговые вагоны, как правило, ее превышают, во-вторых, прибыль значительно больше при самостоятельном управлении вагонами: обычная суточная доходность составляет 1,3–1,4 тыс. руб. И, пока есть возможность зарабатывать эту сумму, под 1 тыс. руб. вагоны передаваться не будут, – говорит эксперт. – Если же компании будет позволено привлекать вагоны по более высокой, рыночной цене – 1,3–1,4 тыс. руб., – то это может заинтересовать ряд операторов".

Правда, для того чтобы поднять цену суточной ставки, отмечает эксперт, надо или вводить дополнительные повышающие коэффициенты к тарифной схеме за пользование привлеченными вагонами, или полностью дерегулировать вагонную составляющую.

"То есть дать право ОАО "РЖД" самостоятельно определять уровень  суточной доходности, установив ее на рыночном уровне. Это повысит вероятность передачи вагонов операторов и позволит нарастить парк, который будет управляться по общесетевой технологии", – заключает Игорь Куротченко.

Между тем, как стало известно "Гудку", не все регуляторы и игроки рынка солидарны с предложениями ОАО "РЖД". Оказывается, помимо РЖД, с письмом к правительству обратилось и Минэкономразвития. И в нем, утверждает анонимный источник, предлагается "закрыть тему привлечения парка".

Его "сохранение не представляется целесообразным", считают и в НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава". Такую позицию изложил в своем письме исполнительный директор Совета Дмитрий Королев директору Департамента промышленности и инфраструктуры правительства Андрею Недосекову. А объясняет ее он тем, что сохранение парка "способствует снижению мотивации ОАО "РЖД" к внедрению современных технологий и управления поездной работы в условиях множественности операторов" и, таким образом, не стимулирует дальнейшее развитие отрасли. В некоммерческом партнерстве считают, что завершить формирование условий для реализации современного управления парком сможет унификация тарифов на порожние вагоны, которая вводится 1 ноября.

Между тем операторы пока так и не предлагают взамен постановления правительства других инструментов для привлечения парка к перевозкам социальных и массовых грузов. Хотя именно для них он и требуется в первую очередь.
Как пояснил источник в ОАО "РЖД", речь идет о "возможности гибкого реагирования на факторы конъюнктурного характера и формирование компанией таких предложений по аренде вагонов, которые будут экономически интересны и обоснованны для собственников подвижного состава и грузоотправителей".

Такой подход является развитием одного из пунктов постановления правительства № 1051, который предусматривает возможность предоставления ОАО "РЖД" собственниками подвижного состава вагонов для организации перевозки грузов, пояснили в компании.