Спектакль, поставленный в 2017 году на железных дорогах РФ, поставил бы театрала в неловкое положение: не то перед ним ряженые с медведями, не то высокий авангард. То ли нужно расписаться в своей неотесанности и аплодировать стоя, то ли поморщиться и выйти. ФАС весь год методично прессовала ОАО РЖД, операторов и стивидоров, добиваясь от них неких улучшений. Но в итоге антимонопольное регулирование сделало странный поворот: монополия получила все, что хотела, а участники свободного рынка оказались под угрозой возврата госрегулирования.
"И надо же было всех так мурыжить, чтобы выдать прежнее решение!" — раздражались мои собеседники в железнодорожной отрасли, посетившие за последнюю пару недель с десяток совещаний по все новым и новым тарифным предложениям ФАС, чтобы 26 декабря наконец получить исходный вариант — индексацию тарифа ОАО РЖД в 2018 году на 5,4%. За предновогодние дни железнодорожную отрасль ставили на грань резкого изменения правил игры несколько раз подряд — то требуя от всех операторов, работающим по долгосрочным контрактам, бежать на спот, то предлагая резко увеличить ставки на порожний пробег, то вызывая к жизни угрюмую сущность "экономически обоснованные цены предоставления вагонов на внутренние перевозки".
При этом, несмотря на резкую критику ФАС в адрес ОАО РЖД, сочные диатрибы главы службы Игоря Артемьева и даже одно предписание, запросы монополии были в целом удовлетворены. Разница между искомыми 6% и полученными 5,4% индексации эфемерна (в масштабе монополии, конечно: для людей это под 9 млрд руб.). Кажущаяся строгость правила роста "инфляция минус 0,1%" на 2019–2025 годы компенсируется необязательностью исполнения: либо шах умрет, либо ишак сдохнет. Пример энергетики учит нас, что более или менее незыблемыми могут считаться параметры, вырубленные в мраморе правительственных постановлений, а все прочее стремительно мутирует до неузнаваемости. Особенно если на носу выборы президента.
Далее читайте на сайте первоисточника