Транзит казахстанского зерна через Россию по итогам сельхозсезона 2011/2012 может превысить 4 млн тонн, сообщает Российская газета со ссылкой на российский Институт конъюнктуры аграрного рынка.

Отмечается сремительный рост поставок через порт Туапсе. Так, транзит казахстанского зерна через него в первом квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился почти в 7 раз до 563 тыс. тонн. К концу 2012 года перевозки через Туапсе достигнут, по казахстанским оценкам, 620-635 тыс. тонн.

"Логика очевидна: для экспорта зерна в Средиземноморье и на юг Европы Туапсинский порт - наиболее "ближний" в сравнении с другими портами РФ", - пишет газета.

Кроме того, как известно, с марта 2012 года Казахстан субсидирует экспортные перевозки зерна до портов Азовского, Черного и Балтийского морей. То есть Казахстан стимулирует зернотранзит в том числе и через Украину.

По данным аналитика зернового рынка О. Рамазановой, при мощности украинских портов по зерновым грузам в 47 млн тонн в год их существующая загрузка пока не превышает 28 млн тонн в год. Пока цена транзита казахстанского зерна по России и Украине остается высокой, что не дает полностью задействовать перевалочные возможности украинских портов.

Вместе с тем, дефицит перевалочных мощностей в российских азовско-черноморских портах вынуждает увеличивать транзит зерна из России через порты Украины. По данным аналитика по фрахтовому рынку, Россия работает на пределе экспортных мощностей, используя транзитные возможности Украины и стран Балтии. В свою очередь, Киев, чтобы заполнить украинские портовые мощности, периодически снижает тарифы на транзит зерна в портах.

В то же время казахстанская сторона намерена сократить свою зависимость от зернотранзита через Россию и Украину. Так, недавно отменено субсидирование перевозок казахстанского зерна в Азербайджан через Россию - ввиду меньшей затратности прямых перевозок по Каспийскому морю. Кроме того, намечен рост поставок зерна в порты Грузии. По данным Business-Грузия и управления Грузинской железной дороги, в порту Поти с финансовым участием Казахстана к 2014 году будет построен терминал по перевалке зерна. Причем здесь планируется перевалка зерновых грузов не только Казахстана, но и России.

Напомним, Казахстан, Украина и Россия обсуждают создание Причерноморского зернового пула для скоординированной сбытовой политики на внешних рынках.