Минсельхоз России обсуждает реорганизацию льготных перевозок зерна в связи с грядущим присоединением России к Всемирной торговой организации. В частности, ведомство намерено "опустить" часть транспортной господдержки АПК на региональный уровень, чтобы избежать претензий со стороны ВТО, пишет Коммерсантъ.
В 2012 году денежный эквивалент господдержки АПК в России оценивается в 5,6 млрд долларов, однако к 2018 году - концу переходного периода в связи с присоединением страны к ВТО - он должен снизиться до 4,4 млрд долларов. В связи с этим Минсельхоз ищет способы сократить формальное финансирование государством отраслевых льгот.
Кроме того, соглашение ЕЭП (закон о его ратификации подписан президентом 16 июля 2011 года) означает, что с 1 января 2013 года предусмотрена унификация железнодорожных тарифов, при этом исключительные тарифы будут устанавливаться только по согласованию с Евразийской экономической комиссией.
Поиск способов избежать формальных претензий со стороны ВТО и ЕЭП поручен рабочей группе по логистическому обеспечению агрорынка с участием представителей Минтранса, субъектов России, РЖД, отраслевых союзов, операторов подвижного состава и морских терминалов. "Планируется расширить практику господдержки перевозок зерна за счет реализации экономически значимых региональных программ", - сообщила вчера министр сельского хозяйства России Елена Скрынник.
Речь идет о фактическом переносе на региональный уровень субсидий АПК - сейчас такая программа активно разрабатывается при участии Минсельхоза для Алтая. По словам главы пресс-службы Минсельхоза Дмитрия Быкова, в ее рамках "предполагается софинансирование регионом части затрат мукомольной отрасли".
Параллельно, как сообщила Скрынник, одним из направлений деятельности группы станет развитие маршрутных перевозок зерна. Маршрутные перевозки предполагают "создание в регионах сети грузоформирующих элеваторов, которые будут обеспечивать снижение затрат на перевозки за счет формирования крупных партий зерна и, соответственно, эффективного использования вагонного парка". В результате такая инфраструктурная поддержка отрасли "вообще не будет учитываться ВТО как меры господдержки АПК, на которые накладываются ограничения", - сказал представитель ведомства.