Поставки соли от украинских производителей в Россию с начала декабря остановились в связи с тем, что в рамках реформы управления вагонным хозяйством "Укрзализныця" перестала выпускать вагоны из Украины, пишут Ведомости. Об этом газете рассказал топ-менеджер крупной компании, торгующей солью в России.
В конце ноября крупнейший украинский производитель соли "Артемсоль" уведомил партнеров о приостановке поставки товара.
"В данный момент украинское государственное предприятие "Укрзализныця" прекратило выделять вагоны под загрузку солью и отправку в РФ, причина - значительный дефицит на Украине подвижного состава", - говорится в письме дистрибьютора соли, направленном в торговые сети.
Дистрибьютор сообщил, что собирается возить соль вагонами частных компаний, тарифы которых в 2-3 раза выше, чем у "Укрзализныци". В "Укрзализныце" и "Артемсоли" на запросы "Ведомостей" не ответили.
Украина - крупнейший поставщик соли в Россию. По данным Федеральной таможенной службы, в 2010 году Россия импортировала 1,26 млн тонн каменной и поваренной соли для пищевых и промышленных нужд на 67,15 млн долларов. Из них на поставки из Украины пришлось 1,22 млн тонн на 51,62 млн долларов. По данным Государственной таможенной службы Украины, за 11 месяцев этого года в Россиию было экспортировано 1,3 млн тонн соли на 51,9 млн долларов.
"Трудности с поставками соли из Украины длятся уже почти два года, но в декабре стало особенно тяжело: соль есть, но с перевозкой проблемы - вагонов в нужном количестве не дают. Если два года назад мы оплачивали заказ и через две-три недели получали (украинские) вагоны, то теперь на это нужно несколько месяцев. Если заявка идет на 100 вагонов, то мы получаем 20", - рассказал изданию гендиректор дистрибьютора соли "Верникс и Ко" Дмитрий Петров.
Вместе с тем, российские оптовики заявляют, что дефицита соли не будет, вопрос стоит только в том, по какой цене она будет продаваться. Тонна соли на заводе производителя стоит 1200-1300 рублей, с доставкой потребителю - около 4 тыс. рублей, то есть доля логистики в стоимости соли превышает 70%, рассказал газете один из опрошенных солевиков.
Напомним, в середине декабря "Укрзализныця" объявила срочный возврат вагонов всех типов.
С 1 января 2012 года парк полувагонов "Укрзализныци" будет передан на баланс Дарницкого вагоноремонтного завода и центра по эксплуатации специализированных вагонов "Укрспецвагон". На балансе последнего также будут находиться и окатышевозы. Другие типы вагонов также будут постепенно переданы в подчинение подведомственным предприятиям.
"Укрзализныця" объясняет нововведения стремлением усилить контроль и повысить эффективность эксплуатации вагонов. Железнодорожники неоднократно отмечали, что сейчас зачастую украинские вагоны при попадании в иностранные железнодорожные сети эксплуатируются там длительное время. В связи с этим в пиковые периоды (сбор урожая, подготовка к отопительному сезону) в стране наблюдается дефицит перевозочных мощностей. Кроме того, нередко вагоны возвращаются в Украину в состоянии, требующем ремонта.