До начала полномасштабных военных действий россии против Украины экспорт аграрной продукции через порты Одессы и Николаева составлял до 5 млн тонн в месяц. В связи со сложившейся ситуацией Украина за месяц боевых действий недополучила 1,5 млрд долл.

Об этом в интервью Forbes рассказал первый заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий, передает ЦТС.

"Прежде всего, хочу заверить, что Украина сможет себя прокормить в полной мере. У нас есть запасы для украинцев не на один год. Мы начали активную посевную кампанию. У нас нет дефицита ни по одной из продовольственных позиций. Государство начало выкуп у аграриев зерна и других запасов на средства государственного бюджета. Продовольственной продукции у нас гораздо больше, чем мы сможем потребить - это все не должно портиться в то время, когда другие государства мира переживают кризис, а некоторые - голод, а нам нужна валютная выручка для поддержки своей экономики", - отметил Высоцкий.

По его словам, ранее Украины вывозила до 5 млн. тонн сельскохозяйственной продукции в месяц через порты Большой Одессы и Николаева. Но сложившаяся ситуация фактически блокирует наш экспорт. В настоящее время состоятельность поставок за границу упала до 0,5 тонн зерна в месяц, из-за чего Украина потеряла уже 1,5 млрд долл.

Как рассказал первый замминистра, у Украины на данный момент есть три пути для осуществления экспорта: через порты Дуная, по железной дороге по автомобильным дорогам. Но с каждым из них есть свои проблемы.

Так, на дунайские порты приходится примерно 30% экспорта. Они обладают ограниченной пропускной способностью, поскольку нет достаточного количества барж, причалов и терминалов. По словам Высоцкого, ранее Украина практически не пользовалась этим путем для экспорта своей продукции, в эти мощности вкладывалось мало инвестиций.

"С железнодорожным сообщением, которым можно отправить около 70% продукции, тоже есть проблемы. Ранее европейская железная дорога не использовалась активно для перевозки зерновых. В Украине и России, как известно, разная ширина путей и подвижный состав (по сравнению с ЕС - ЦТС). Поэтому нужно искать европейские зерновозы, перегружать продукцию в вагоны на узкой колее. […] Пока мы активно работаем с европейскими партнерами над этим вопросом, ведь иначе экспортные остатки, которые есть на наших складах, мы можем экспортировать три года", - рассказал чиновник.

На сегодняшний день ежедневно по железной дороге отправляется до 30 тыс. тонн отечественной зерновой продукции.

"Совместно с нашими партнерами мы делаем все, чтобы процессы экспортных перевозок продукции были интенсифицированы. Как мировой лидер продовольствия мы отвечаем не только за себя. Из-за развязанной россией войны десятки стран окажутся не на грани, а в эпицентре голода. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш уже констатировал, что весь мир стоит перед крахом всей глобальной продовольственной системы. Работаем, чтобы этого не допустить", - резюмировал Высоцкий.

Читайте также Пропускную способность терминалов на западной границе Украины нужно увеличить до 5 млн тонн зерна в месяц, - УЗ