Разработка Национальной экономической стратегии до 2030 года - важный шаг, который позволяет оценить инфраструктуру как составляющую национальной экономики в целом и повышения конкурентоспособности соответствующих отраслей.

Об этом в ходе обсуждения проекта стратегии в части промышленности и транспорта заявил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

"Инфраструктура, в лучшем случае, может работать на стимулирование грузопотока в реальных секторах экономики (в промышленном и аграрном производстве), а в худшем - являться сдерживающим фактором для роста производства", - рассказал Вовк.

Он напомнил, что в 2018 году, благодаря разработке стратегии развития перевалки в морских портах, Украина получила рост экспортных мощностней в районе 30%, но, при этом, "Укрзализныця" не смогла справиться с этим ростом.

В итоге трейдеры, чтобы выполнить свои контракты, вынуждены были перейти на автомобильный транспорт. "Результат - практически полная деструкция дорог на подъездах к портам и в целом на юге Украины", - констатировал эксперт.

Переориентации грузов на железную дорогу будет способствовать и развитие сети габаритно-весовых комплексов на автодорогах, в связи с чем актуализируется вопрос об эффективности работы УЗ.

"Мы считаем, что Украина должна наконец завершить долгожданную реформу УЗ, а именно создание конкурентной среды с эффективным регулированием тех сегментов, которые останутся монопольными. То есть, необходимо завершить анбандлинг УЗ и превратить ее филиалы в отдельные акционерные общества с собственным балансом и финансовой отчетностью. Нам также очень важно, чтобы в как можно более краткий термин была достигнута финансовая стабильность оператора пассажирских перевозок - либо через повышение тарифов до экономически обоснованных с одновременным субсидированием незащищенных слоев населения, либо через прямые государственные дотации, чтобы грузовые перевозки не финансировали пассажирские", - отметил Владимир Гусак, глава Федерации работодателей транспорта Украины.

По его мнению, инвестиционные приоритеты УЗ следует направить, прежде всего, на приобретение локомотивов и ремонт ж/д колеи.

В свою очередь, Сергей Вовк обратил внимание на принятие необходимых законодательных актов, которые очертят правила игры для государственных монополистов, таких, как УЗ и АМПУ.

"Мы стоим на пороге принятия двух законопроектов, которые нам определят правила игры, по крайней мере, в главном транспортном кластере Украины - "Укрзализныце". Это закон о закон о Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта и закон о ж/д транспорте. И тут очень хотелось бы, чтобы те наработки, которые есть в проекте Национальной стратегии - 2030, нашли отображение в этих законопроектах", - подчеркнул он.

Данные документы должны устранить финансовые дисбалансы в инфраструктуре и прекратить практику превращения транспортных сборов в, фактически, налоги, наполняющие государственный бюджет, отметил Вовк.

Напомним, в ходе встречи министр инфраструктуры Владислав Криулий очертил основные задачи МИУ на текущий год, среди которых - анбандлинг "Укрзализныци", продолжение электрификации ж/д путей, концессия вокзалов, автомобильных дорог и портов.