Прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры направили в Высший антикоррупционный суд обвинительный акт в отношении бывшего министра инфраструктуры Украиныв в деле о "недополучении государственным бюджетом" 30,5 млн грн.

Об этом в понедельник утром сообщили в ведомстве, передает Интерфакс-Украина.

В САП не называют имени главы министерства, но обстоятельства дела указывают на Владимира Омеляна, возглавлявшего МИУ в 2016-19 годах.

"По данным следствия, в декабре 2017 года бывший министр издал приказ об уменьшении всех портовых сборов (кроме маячного) на 20%. В то же время один из этих сборов - административный - является доходной частью государственного бюджета. Поэтому изменить его размер могла только Верховная Рада, а не министр (…) В итоге решение экс-чиновника об уменьшении портового (административного) сбора привело к непоступлению в государственный бюджет в 2018 году 30,4 млн грн (…) Впоследствии Министерство инфраструктуры признало, что приказ об уменьшении сборов не достиг поставленной цели", - говорится в сообщении.

Как известно, НАБУ и САП 19 июня сообщили о подозрении Омеляну в совершении незаконных действий, вследствие которых госбюджет недополучил 30,5 млн грн. Действия экс-чиновника квалифицированы по ч. 2 ст. 211 (издание должностным лицом нормативно-правового акта, уменьшающее поступления бюджета вопреки закону, если предметом таких действий были бюджетные средства в особо крупных размерах) Уголовного кодекса Украины. Следствие установило, что принятое министром решение якобы привело к непоступлению в бюджет в 2018 году 30,4 млн грн.

Вместе с тем, как уже неоднократно отмечалось представителями бизнеса и экспертами, ставки портовых сборов в Украине являются завышенными, что делает украинские порты неконкурентными по сравнению с портами других государств региона.

Кабинету министров предлагается снизить портовые сборы в стране на 20%, для того чтобы решить проблему снижения конкурентоспособности по сравнению с другими производителями на мировом рынке.

"Отечественные грузоотправители и грузополучатели сталкиваются с неконкурентоспособностью украинских портов - в первую очередь, вследствие слишком высокого уровня портовых сборов… Услуги украинских портов в два-четыре раза дороже китайских, бразильских, румынских и др. Так, стоимость судозахода судов типа handymax в порт Пивденный в два раза выше, чем в среднем по портам Черного моря, и почти в три-четыре выше, чем в таких портах-конкурентах, как Хей-Поинт в Австралии, Ванкувер в Канаде, Тубарао в Бразилии", - говорится в обращении к премьер-министру Украины Денису Шмыгалю, датируемом апрелем этого года.

Отмечается, что в связи с тем, что в украинских портах уровень сборов официально установлен в долларах, в отличие от портов других стран (Австралия, Китай и т. д.), украинский производитель получает дополнительную финансовую нагрузку.

Кроме того, отмечается, что доходы ГП "Администрация морских портов Украины" от портовых сборов не направляются на развитие и модернизацию инфраструктуры.

Тот факт, что украинские порты являются одними из самых дорогих в Черноморском регионе в ключе размера портовых соборов, признается в обнародованных в конце мая предложениях Кабинета министров по преодолению последствий коронакризиса в транспортной отрасли. Одним из путей решения проблем отрасли, в частности, называется снижение налогового и административного давления.

Также данная мера представлена в разрабатываемой при участии правительства Стратегии экономического развития до 2030 года. "Неэффективное регулирование в сфере морского транспорта, в частности портовых сборов, привело к тому, что украинские порты являются одновременно и одними из самых дорогих в мире и одними из наименее эффективных. Завышенные портовые сборы снижают конкурентоспособность экспортеров", - говорится в отчете по результатам аудита состоянии украинской экономики, который ляжет в основу разрабатываемой стратегии.