В порту Танжер Мед (Марокко) в конце июня был открыт новый контейнерный терминал - Танжер Мед II, благодаря которому пропускная способность морской гавани увеличилась на 5 млн TEU в год, а после завершения строительства второй очереди она возрастет еще на 1 млн TEU. Общий контейнерооборот порта составит 9 млн TEU, а после оптимизации работы может увеличиться до 10 TEU.

Как пишет ЦТС со ссылкой на Rynek infrastruktury, это делает марокканский порт крупнейшим контейнерным портом не только в Африке, но и на всем Средиземном море.

Танжер Мед II стал третьим этапом развития порта, расположенного на африканском побережье Гибралтарского пролива. Помимо нового терминала, здесь уже функционируют порт Танжер Мед I, обрабатывающий грузы, и большой пассажирский порт.

2т

Реализация проекта по строительству порта примерно в 50 км от Танжера началась в 2003 году. 100% акций предприятия принадлежит государству. Для поиска частных партнеров, реализации инвестиций и управления объектом была создана специальная компания Tanger Med Special Agnecy (TMSA).

Спустя четыре года, в 2007-м, в эксплуатацию был запущен первый контейнерный терминал.

Сейчас через порт уже осуществляется более 50% всего экспорта Марокко. В 2018 году предприятие обработало экспортных и импортных грузов на 33 млрд долл. Весомую долю в грузообороте порта составляет продукция компании Renault, выпускаемая на производственных площадках в Танжере. В 2019 году через Танжер Мед со своего первого завода в Марокко начнет отправлять автомобили компания Peugeot. Также договор о создании здесь нового логистического центра подписала DHL.

4т

В 2009 году стартовали строительные работы на Танжер Мед II, который должен состоять из двух терминалов, один из которых и был открыт в конце позапрошлого месяца. Длина его причала составляет 2 км, а объем инвестиций в строительство составил 820 млн евро. Вторая очередь Танжер Мед II планируется к запуску в конце 2019 или в начале 2020 года. Стоимость этого объекта с длиной причала 800 м - 240 млн евро.

3т

Общая сумма инвестиций за все годы в развитие порт Танжер Мед уже составляет 88 млрд марокканских дирхамов, или около 8,2 млрд евро. Из этой суммы 35 млрд дирхамов поступили со стороны государства, а 53 млрд дирхамов - от частных инвесторов.

Читайте также В Африке запустили первую высокоскоростную железную дорогу

В наземной логистике в/из порта доминирует автомобильный транспорт - 95% грузов доставляется и вывозится автотранспортом и только 5% - железнодорожным. Тем не менее, ж/д терминал в порту занимает площадь 10 га, а администрация порта в ближайшее время намерена направить значительные инвестиции в развитие этого транспорта как для доставки грузов, так и для пассажирских перевозок. До 2025 года доля ж/д транспорта в порту должна увеличиться до 15-20%.

Отметим, что испанский конкурент марокканского порта - порт Альхесирас в 2018 году обработал 4,773 млн TEU, а по итогам первого полугодия 2019 года - 2,535 млн TEU (+8,2% г/г).

Украинские порты за 12 месяцев 2018 года перевалили 846,5 тыс. TEU.

Читайте также Альхесирас: что нужно, чтобы стать самым быстрорастущим портом Европы