За последние пять лет (с 2009 по 2014 годы) испанский порт Альхесирас по темпам роста грузооборота опередил таких грандов как Амстердам, Гамбург, Антверпен и Роттердам. Кроме того, по итогам прошлого года Альхесирас обогнал Валенсию по объемам контейнерооборота и стал наибольшим контейнерным портом не только Испании, но и всего Средиземноморья. В масштабах ЕС гавань заняла пятое место в данной категории. Это далеко не первый титул, который заслужил Альхесирас. В 2004 году он попал в Топ-10 самых загруженных портов мира по объемам перевалки транзитных грузов.
И это о порте, о котором еще не так давно было совсем ничего неизвестно. А про сам Альхесирас знали разве что как о родине испанского гитариста Пако де Лусии. Мы рассмотрели, за счет чего порту удается достигать таких показателей. Оказалось, что не так много. Прежде всего, политическая воля, хорошее географическое расположение и, конечно, умелые операторы портовых терминалов.
Читайте также Maasvlakte II - ключевой инфраструктурный проект Нидерландов
Политическая воля Исторически сложилось так, что долгое время Альхесирас, как порт, так и город, всегда находился в тени. Если говорить о порте, то его затмевали такие гиганты, как Кадис и Гибралатар. Первый был известен еще со времен Колумба и был ключевой испанской гаванью на протяжении веков. Второй стал известен как форпост британцев на Пиренеях после войны за испанское наследство.
Ситуация поменялась во времена правления диктатора Франко. В 1969 году в Гибралтаре был проведен референдум о суверенитете, на котором жители британской колонии высказались за то, чтобы остаться под управлением Великобритании. В ответ на это Испания в том же году объявила блокаду и закрыла границу с Гибралтаром. До этого много испанских рабочих ездили на работу в доки Гибралтара. Чтобы избежать социального взрыва и создать конкурента британскому порту правительство решило развивать порт близ Альхесираса, а у испанских докеров теперь появилась возможность работать в Испании. Так благодаря политическому конфликту порт получил импульс к развитию.
Хорошая география Дальше дело было за географией. Как известно, Альхесирас находится на юге Пиренейского полуострова, вблизи так называемых Геркулесовых столбов – условной границы между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Это делает гавань природным хабом между несколько торговыми путями. Как считает Ли Класков, аналитик из Bloomberg Intelligence, "география позволяет порту быть хабом между торговыми направлениями север-юг и запад-восток".
Если говорить конкретнее, то Альхесирас является местом остановки и перегрузки для судов, следующих из Азии или Восточной Африки в Северную Европу или Северную/Южную Америку. Кроме того, он удобен при транспортировке грузов из Восточного Средиземноморья в Западную Африку.
Следует отметить, что роль географического положения Альхесираса возросло после вступления Испании в ЕЭС в 1986 году. Тогда порт стал гаванью большого экономического объединения. Уже в конце 1990-х было произведено расширение портовой гавани с дноуглублением и строительством новых причалов. В будущем это предоставило еще один стимул для динамичности.
Умелые операторы Сейчас грузооборот Альхесираса имеет свою специфику. Прежде всего, это контейнерный порт. К примеру, в 2013 году было перевалено 88,6 млн тонн грузов, из них почти 53 млн тонн контейнерные. В порту работает два больших контейнерных терминала. Первый – APM Terminals Algeciras – управляется "дочкой" датской группы Maersk APM Terminals. Второй – Total Terminal International Algeciras – принадлежит южнокорейским компаниям IBK Securities Company (75%) и Hanjin Shipping (25%).
APM Terminals Algeciras обеспечивает 76% контейнерооборота порта. В 2013 году в терминале было обработано 3,29 млн TEU контейнерных грузов. Этот терминал был открыт в 1986 году. Сейчас он является самым загруженным среди всех терминалов, принадлежащих компании APM Terminals. В основном, на нем осуществляется перевалка контейнеров в направлении Африки и Латинской Америки. Кроме Maersk, грузоотправителями являются CMA CGM, DAL, Mediterranean Shipping Co., MOL и United Arab Shipping Line.
Второй терминал – Total Terminal International Algeciras был запущен только в 2010 году. Его открытие привело в росту контейнерооборота порта, который уже в 2011 году вырос до 3,58 млн TEU с 2,77 млн TEU в 2010 году. В 2013 году его грузооборот превысил 1 млн TEU. Терминал был построен на условиях концессии южнокорейской компанией Hanjin Shipping. Именно она до сентября прошлого года и владела терминалом, однако вследствие финансовых проблем решила продать значительную долю в управлении терминалом за 140 млн долларов. Стоит отметить, что мощность Total Terminal International Algeciras позволяет обрабатывать до 1,8 млн TEU.