Комитет Верховной Рады Украины по вопросам транспорта сегодня, 24 апреля, проголосовал за вынесение на рассмотрение в сессионном зале парламента проекта закона о железнодорожном транспорте.

Об этом, как пишет ЦТС, сообщил финансовый директор АО "Укрзализныця" Андрей Рязанцев.

"Совместная работа депутатов с представителями "Укрзализныци", профильных ассоциаций, министерств и ведомств переросла в сбалансированный законопроект, который учитывает интересы всех стейкхолдеров пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок. Мы надеемся, что депутаты как можно скорее проголосуют за него. Это даст начало долгожданным изменениям в направлении частной тяги и другим важным нововведениям", - прокомментировал Рязанцев сегодняшнее решение членов профильного комитета ВРУ.

Отметим, что проект Закона о железнодорожном транспорте №9512 был зарегистрирован в парламенте 30 января 2019 года.

Как отмечается в пояснительной записке к нему, принятие закона позволит создать организационные, правовые и экономические основы для функционирования конкурентного рынка железнодорожных перевозок в Украине и повышения эффективности управления, совершенствования организационно-правовых и экономических основ рынка железнодорожных перевозок, улучшения качества и доступности услуг перевозок железнодорожным транспортом.

Задачей принятия акта является создание условий для развития конкурентной среды на рынке железнодорожных перевозок с учетом основных требований законодательства ЕС.

Среди прочего, законопроект предусматривает, что осуществлять перевозки пассажиров и грузов смогут перевозчики всех форм собственности, которые обеспечивают тяговый подвижной состав. Также предусматривается, что доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования предоставляется перевозчикам на недискриминационной основе; развитие инфраструктуры общего пользования осуществляется за счет инвестиционной составляющей в тарифе на услуги по доступу к инфраструктуре; надзор за недискриминационным доступом к инфраструктуре общего пользования осуществляет регуляторный орган; тариф на услуги доступа к инфраструктуре общего пользования подлежит государственному регулированию Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере транспорта.

Кроме того, речь идет о создании двух новых органов, которые будут осуществлять государственное управление на конкурентном рынке перевозок (регуляторов):

- центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование и надзор в сфере железнодорожного транспорта (рассмотрение жалоб по равноправному доступу к инфраструктуре, распределению пропускной способности инфраструктуры, уровня или структуры тарифов; выдачи лицензий, сертификатов безопасности/авторизации);

- национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (утверждение методики формирования тарифа на обязательные услуги по доступу к инфраструктуре и услуги, предоставляемые субъектами, занимающими монопольное положение).

Также в пояснительной записке к законопроекту говорится о новом подходе к обеспечению общественно важных перевозок. Так, общественно важные перевозки определяет Кабинет Министров Украины и органы местного самоуправления (например, пригородные перевозки). А осуществляться они должны на компенсационной основе за счет государственного и местных бюджетов.