Литовский министр транспорта Рокас Масюлис заявил, что после прокладки скоростной железной дороги европейской колеи Rail Baltica, которая соединит страны Балтии и Польшу, Литва не передаст управление ее инфраструктурой никакому другому государству.

Об этом пишет ЦTC со ссылкой на Балтийский курс.

Однако, по словам Рокаса Масюлиса, должны быть созданы четкие правила, чтобы у перевозчиков всех трех стран были равные права пользоваться железной дорогой.

"Мы дискутировали об управлении инфраструктурой, чтобы были четкие правила, как эти ж/д мощности будут разделены, чтобы у латышей и эстонцев были такие же права, как у литовцев, потому что с их стороны есть опасения, как бы литовцы не закрыли путь на север. Разумеется, отдать управление железными дорогами никакому другому государству мы точно не можем, но мы готовы согласиться с любым прозрачным механизмом", - сказал Масюлис.

По его словам, латыши и эстонцы, вероятно, согласились бы с тем, чтобы управление Rail Baltica осуществляла одна компания, однако они опасаются, что литовцы могут препятствовать провозу их грузов, якобы поэтому Литва не строит Rail Baltica на север от Каунаса: "Но мы в этом продвинулись дальше всех, так что мы своими действиями пытаемся доказать, что злой воли здесь нет", - отметил Масюлис.

Комментируя модель, как можно было бы разделить ж/д мощности, литовский министр транспорта сказал, что это могла бы быть биржа или электронные аукционы. "Как, например, в энергетике, газовая труба тоже одна, но эстонцы свободно резервируют мощности, и газ поступает в Эстонию, есть компьютерная система биржи - то же самое можно делать и здесь, чтобы не было никаких рисков. Могут быть электронные аукционы, может быть и ж/д биржа, которая будет распределять, к кого какая очередность ехать", - объяснил министр. "В правовом смысле отдать управление железной дорогой мы не можем - мы не согласимся, чтобы пришли другие страны, потому что это вопросы национальной безопасности", - добавил он.

Масюлис еще в октябре 2017 года заявил, что инфраструктура Rail Baltica на территории страны должна принадлежать государству, а не совместному предприятию (СП) RB Rail. Тогда министр выразил надежду, что такую же позицию  займут и Латвия с Эстонией.

После прокладки железной дороги протяженностью 700 километров от Каунаса до Таллина поездка из Вильнюса в Таллин будет занимать 4,5 часа, а до Риги - 2 часа.

Ранее ЦТС писал о том, что проект Rail Baltica планируется реализовать до конца 2025 года. Rail Baltica интегрирует Балтийские страны в европейскую сеть железных дорог. В реализации проекта участвуют пять  стран Евросоюза: Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Совокупная сумма инвестиций в Латвии, Литве и Эстонии составляет около 7 млрд евро, из которых, как ожидается, 85% выделит Евросоюз.