В 2018 году объем транспортировки автомобильным транспортом основных зерновых культур и продуктов переработки в Украине вырос более, чем на 12% и составил 15 млн т.

Это, в частности, связано с ростом экспортных перевозок в направлении морских портов Николаева и Одессы, а также переориентацией значительной части грузопотока с железной дороги на автомагистрали. Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Zernovoz.

"Нехватка локомотивной тяги и неритмичные отгрузки по сети УЗ привели к переизбытку предложений на перевозку автотранспортом, а также взлету стоимости фрахта. К основным факторам, повлиявшим на тарифы в 2018 году, можно отнести стремительный рост цены на дизтопливо, который в сентябре-октябре прошлого года преодолел психологический барьер в 30 грн/л на фоне падения гривны к доллару США. Кроме того, усиление габаритно-весового контроля и штрафы "Укртрансбезопасности" за его нарушение оказали также влияние на рынок не в пользу грузоотправителей", - поясняет руководитель аналитического сектора Zernovoz Александр Глущенко.

Однако ставки на зерновые перевозки после ажиотажного повышения в сентябре-ноябре уже в декабре снизились. Спад продолжился и в первые недели 2019 года. На фоне долгих выходных в первые две недели 2019 года снизилось количество предложений от грузовладельцев. Таким образом, свободного автотранспорта, готового к перевозке по предложенным ценам с середины января стало больше.

Наибольшим спросом в декабре и начале января пользовались межрегиональные перевозки кукурузы на расстояние от 336 до 470 километров по средней ставке 667-841 гривен за тонну из Полтавской и Черкасской областей в морские порты Николаева для последующей отправки на экспорт. Внутренние перевозки из Черкасской в Запорожскую область при тарифном расстоянии 384 километров в среднем составили 465 гривен за тонну.

Более низкая ставка фрахта на коротком и среднем плече доставки в некоторых областях обусловлена отсутствием или более низким уровнем весового контроля со стороны "Укртрансбезопасности", поэтому существует так называемый "коэффициент перегруза". Однако количество перевозчиков желающих работать с перегрузом значительно сократилось.

Семена подсолнечника - второй среди наиболее популярных сельскохозяйственных грузов, заявленных к перевозке автотранспортом. В декабре наиболее активно отгружался средними грузовыми партиями 3-5 тыс. т со складов Черниговской и Днепропетровской областей в Кировоград и Одессу по средней цене 660 гривен за тонну.

Увеличилось количество заявок и на перевозку сои, шрота и отрубей. По наиболее популярным направлениям выделяются заказы из Черновицкой и Хмельницкой в Николаевскую и Херсонскую области. Ставки на перевозку средними партиями по 1 тыс. т расположились в диапазоне 1038-1184 гривен за тонну при заявленном расстоянии до 690 километров.

Спрос на перевозку пшеницы на коротком плече доставки от 50 до 200 километров актуален в Одесской и Николаевской областях, где необходимо доставлять груз со складов области и элеваторов на портовые терминалы. Дефицит парка зерновозов стимулирует цену перевозки в пределах 5,9-6,7 грн/тонно-км (до 50 км) и до 4,3 грн/тонно-км (до 100 км). На межобластных маршрутах при расстоянии 630 километров цена перевозки пшеницы из Харьковской в Николаевскую область составила 910 гривен за тонну.

Ранее ЦТС писал о том, что названы топ-10 компаний по объемам ж/д перевозок зерна в 2018 году. Первую "пятерку" рейтинга сформировали 4 логистические компании и один зернотрейдер. В 2018 году наибольшие объемы зерновых грузов перевезли компании "Кернел-Трейд", "Укртранслогистика-2", ТЭП "Транско", ТЭП "Вертикаль", "Атланта-Агро" и СП "Нибулон".

Читайте также: Логистика зерна: Куда ведут маршруты "Укрзализныци"