В период с 2007 по 2012 годы в России осуществлялось субсидирование ледокольного флота. В результате транзитные перевозки возросли в 2013 году до 1,176 млн тонн - это был рекорд за всю историю Северного морского пути, сообщает РЖД-Партнер со ссылкой на руководителя Северо-Западного отделения Международной академии транспорта (РФ) Юрия Чижкова.

После прекращения субсидирования транзит сократился: в 2014 году - до 274 тыс. тонн, а в 2015 - до 39 тыс. тонн. За 4,5 месяца по арктическому маршруту прошло всего 18 транзитных судов, тогда как через Суэцкий канал такое же количество проходит за 4,5 часа, отметил Чижков.

По его словам, помимо решения проблемы дороговизны ледокольных проводок, для развития Севморпути требуется дополнительно изучить несколько глубоководных высокоширотных маршрутов, кроме того побережья недостаточно оборудованы береговыми станциями международной службы NAVTEX.

При этом почти все линейные ледоколы выработали свой ресурс и подлежат замене. Атомные ледоколы, кроме "50 лет Победы", должны быть выведены из эксплуатации и утилизированы в течение ближайших десяти лет, сообщает Чижков.

Арктические порты, за исключением Дудинки, требуют реконструкции, ремонта и дноуглубления. В большинстве портов необходимо проводить модернизацию сооружений по приему и утилизации судовых отходов, добавил эксперт.