ЕС может сократить объем финансирования проекта Rail Baltica из-за затягивания Литвой согласования условий реализации проекта. Исполнительное агентство инноваций и сетей ЕС (INEA) планирует немедленно начать пересмотр проекта с учетом того, что Литва затянула утверждение модели его финансирования и реализации, говорится в сообщении генерального директората ЕС по транспорту и мобильности, передает Интерфакс со ссылкой на BNS.

Затягивание литовской государственной ж/д компанией Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) сроков подписания договора свидетельствует о том, что не выполняется предпосылка для получения второй части софинансирования на реализацию проекта.

Таким образом, Еврокомиссия считает, что Литва, возможно, нарушила норму, согласно которой получатели финансирования и страны-члены ЕС делают все возможное для реализации общих проектов, которые получают софинансирование ЕС. В настоящее время под угрозой находятся выделенные в 2014-2015 годах Литве 320 млн евро софинансирования.

INEA будет рассматривать варианты отсрочки, уменьшения, возврата или прекращения финансирования.

Напомним, 30 сентября было крайним сроком, до которого девять учреждений стран Балтии должны были подписать договор о финансировании и условиях реализации проекта Rail Baltica. Его подписали все заинтересованные стороны, за исключением Lietuvos gelezinkeliai. Руководитель этой госкомпании Стасис Дайлидка заявил, что ей невыгодно подписывать договор о конкурсных закупках по проекту, поскольку он обяжет компанию отвечать за ошибки RB Rail (СП трех стран).

"Там (в договоре) море проблем - мы теряем многое, даже наши дочерние предприятия не смогут участвовать в субподряде, это предприятие (RB Rail) ни за что не отвечает, потому что у него ничего нет: ни за безопасность движения, ни за причиненный ущерб, ни за потерянные или за неправильно потраченные деньги", - отмечал Дайлидка в интервью BNS.

"Мы больше не можем (участвовать в конкурсах). Если мы подписываем, то и подписанными ранее документами мы сразу ставим себя в худшее положение. Железные дороги Латвии, Эстонии смогут участвовать (в конкурсах), а мы не сможем", - сказал глава Литовских железных дорог.

По словам Дайлидки, стоимость проекта в Литве может достигнуть примерно 2,8 млрд евро, из них 450 млн евро или 15% должна будет софинансировать Lietuvos gelezinkeliai (если 85% средств выделит ЕС).

Между тем, 8 октября Lietuvos gelezinkeliai подписала договор об условиях реализации и финансирования проекта Rail Baltica, сообщила журналистам глава RB Rail Байба Рубеса. Таким образом, все девять сторон - RB Rail, министерство экономики и коммуникаций Эстонии, министерство сообщения Латвии, министерство транспорта и коммуникаций Литвы, технический регулятор Эстонии, Rail Baltic Estonia, Eiropas Dzelzcela linijas, Rail Baltica Statyba и Lietuvos gelezinkeliai подписали документ, завершив формальный процесс заключения договора, говорила BNS пресс-секретарь RB Rail И.Расса.

Rail Baltica с шириной колеи европейского стандарта (1435 мм) соединит Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. Это крупнейший инфраструктурный проект стран Балтии, общие затраты на его реализацию оцениваются в 5 млрд евро. Предполагается, что скорость движения пассажирских поездов составит до 240 км/ч, а грузовых - до 120 км/ч. В проекте могут принять участие Польша и Финляндия (для соединения магистрали с Хельсинки). На проект ЕС в 2014-2020 годах может выделить до 85% необходимого финансирования.