Белорусские ученые создали новый конструкционный материал под названием Monicu, из которого методом литья можно изготавливать железнодорожные рельсы. Об этом сообщает БЕЛТА со ссылкой на Белорусский университет транспорта. Утверждается, что материал не имеет аналогов в мире.

По словам профессора университета Леонида Сосновского - одного из авторов изобретения, новый материал по своим техническим характеристикам занимает срединное положение между чугуном и сталью. Его название образовано от начальных букв трех химических элементов: молибдена, никеля и купрума (медь). Эти металлы в определенной пропорции добавляются в процессе плавки чугуна, в результате чего полученный сплав имеет прочность стали и высокие технологические и служебные свойства, как у высокопрочного чугуна.

Как известно, на протяжении уже более 100 лет во всем мире изготавливают только стальные рельсы. 1 километр стальных рельсов в однониточном измерении стоит примерно 65 тыс. долларов.

Ученые утверждают, что если рельсы делать из Monicu, то их стоимость снизится вдвое. Литье - более простая и дешевая технология по сравнению с прокатом стальных аналогов. При переходе на литье затраты только на электроэнергию уменьшаются на 50%.

Пока что были изготовлены четыре экспериментальных рельса Monicu. Проведена их эксплуатация на путях организованного движения поездов Гомельской дистанции в течение 16 месяцев (все сезоны года). Затем рельсы сняли и обследовали. Результаты показали, что эксплуатационная стойкость у новых рельсов примерно такая же, как у стальных.

БЕЛТА пишет, что сейчас готовится белорусско-российская встреча на высоком уровне, в ходе которой должен быть выработан план по организации производства литых рельсов. В настоящее время развернутая длина железнодорожных путей России и Беларуси составляет более 150 тыс. км плюс еще 100 тыс. км подъездных путей к предприятиям. Потенциал рельсового рынка Союзного государства Беларуси и РФ оценивается в 1 млн тонн в год.