Водители большегрузных автомобилей жалуются на то, что в порту Актау им создают проблемы при оформлении груза и неделями вынуждают ждать таможенных процедур, передает haqqin.az со ссылкой на казахское "Радио Свобода". Напомним, данный порт входит в маршрут Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай или так называемый "Новый Шелковый путь".

Так, водитель из Кыргызстана утверждает, что несмотря на наличие у него TIR Carnet (книжка международных перевозок), предназначенного для упрощения процедуры пересечения границ, на таможенном посту в порту Актау его обязывают взять платную охрану для сопровождения груза, хотя согласно TIR Carnet этого не нужно делать, если стоимость перевозимых товаров меньше 50 тыс. долларов.

Репортер "Радио Свобода" выяснила, что на таможенном посту в порту Актау на каждые десять грузовиков выделяют по одной машине с охраной. За услуги конвоя, который сопровождает грузовики до следующего областного таможенного поста, с водителей взимают плату в размере 2,5 евро за километр (выходит около 1000 евро за сопровождение в дороге). Таможенники утверждают, что такое обязательство сделано для транзитных перевозок в Кыргызстан, - чтобы водители не могли оставить груз в Казахстане, а точно проследовали в соседнюю страну. При этом водители утверждают, что не могут не довести груз до Кыргызстана, так как это предусмотрено документом TIR Carnet, который выдается на определенный срок.

Читайте также Альтернатива России: на какие новые транзитные грузы может рассчитывать Украина

Кроме того, водители фур жалуются на отсутствие элементарных условий в порту Актау. "Я нахожусь здесь пятый день. Очень устал. Нет ни туалета, ни душевых, ни кафе. За простаивание машины платим 3 220 (почти 9 долларов) тенге в день. В Баку платишь семь долларов и можешь стоять сколько хочешь, к тому же там созданы все условия", - рассказал водитель Ахмет Памбух, перевозящий товар из Турции в Кыргызстан.

По его словам, в Турции десять раз взвешивали машину и проблем не было, а в Казахстане иначе. "В Актау те, кто взвешивает массу грузов, днем и ночью караулят окрестности таможенного поста. Даже при отсутствии проблем после взвешивания нужно отдать 100 долларов, иначе могут оштрафовать", - рассказал водитель.

"В Европе, когда на пароме доезжаешь до порта и если вдруг заканчивается топливо, можно заплатить и заправиться на станции. А здесь просишь заправиться, а у тебя просят еще 100 долларов. Самая настоящая коррупция", - добавил он.

Как известно, транспортный коридор, проходящий из Европы через Грузию, Азербайджан и Казахстан в Китай стал особенно важным на фоне геополитической напряженности в регионе, связанной с действиями России. Недавно Украина отправила тестовый поезд в Китай через Каспийское море, который также прошел через порт Актау. О проблемах на таможне сообщений не было.

Читайте также Казахстан привлек еще один контейнерный поезд из Китая