Сергею Шилько 24 года. Уже три из них он работает помощником машиниста электровоза в депо Киев-Пассажирский. В следующем году он мог бы стать машинистом, но ему больше интересна производственная часть – дальше хочет пойти работать инженером-технологом.

Вопрос дефицита кадров на железной дороге поднимается уже который год. Не хватает машинистов, помощников, составителей поездов... Молодежь не сильно рвется в „Укрзализныцю“ – престижность профессий „голубых воротничков“ давно утрачена, а зарплаты оставляют желать лучшего. В УЗ и сами, похоже, это признают. „Укрзализныця“ – крупнейший работодатель в Украине, где работает более 250 000 человек и развитие эффективной кадровой программы в компании – сверхсерьезный вызов“, – заявлял недавно, представляя нового директора по управлению персоналом ж/д компании, ее нынешний руководитель Иван Юрик. Его предшественник Евгений Кравцов признавался, что зарплаты украинских железнодорожников остаются одними из самых низких на „пространстве 1520“, будучи на 15-20% ниже, чем у их коллег из РФ, Беларуси или Казахстана. При этом, только за 2016 год на заработки выехало около 20 тысяч железнодорожных специалистов. В условиях нынешнего экономически сложного года не добавляют популярности железнодорожным профессиям и планы руководства УЗ перевести персонал на 4-дневную рабочую неделю...

Но, как говорит наш собеседник, в работе помощника машиниста есть и свои плюсы – зарплата по часам, всевозможные бонусы и надбавки – даже за плохое питание. Однако этого едва ли достаточно для привлечения большего количества молодых кадров в отрасль.

По мнению Сергея, куда более действенным было бы создание совместной программы „Укрзализныци“ и Министерства образования, которая давала бы возможность молодым людям с первых курсов учебы осваивать профессии на практике. „Очень хотелось бы, чтобы студенты, обучающиеся и работающие по этой программе, имели возможность обмена опытом как с отечественными отраслевыми производствами, так и компаниями из других стран. Это посещение всевозможных выставок и производств, посещение лекций других университетов и обмен опытом“, – рассказывает он.

О том, можно ли будущему железнодорожнику получить качественные знания в украинских ВУЗах, о ежедневных сложностях работы, наставниках, зубных пломбах по дешевке и бесплатных билетах – в интервью помощника машиниста электровоза Сергея Шилько в авторской рубрике ЦТС „Люди дела“.

О системе образования

У нас есть ВУЗы с хорошей материальной базой и высококлассными преподавателями. Но все равно, на железной дороге требуется опыт и умения, которые получаются на практике. Образовательная система – как отдельный остров от материка „железная дорога“, потому что находится в подчинении Министерства образования. Связь с производством на низком уровне. Студента могут обучить на бумаге, в лучшем случае – приблизительно что-то показать, а придя на производство, начинаешь учиться заново. Раньше студенты получали опыт, проходя производственную практику. Например, в Днепропетровском институте инженеров транспорта до 1960-тых годов действовала электрифицированная железнодорожная ветка, которая соединялась с основной магистралью. Студенты имели у себя электровоз, тепловоз, вагоны, стрелки и т.д., которые служили как учебным пособием, так и объектами испытаний, а также эксплуатировались в маневрово-вывозной работе.

О привлечении молодых кадров

У нас (в УЗ) есть „Комитет социальной ответственности и работы с молодежью“. Но, на мой взгляд, он не может правильно ни привлечь молодежь, ни мотивировать. Есть профсоюзы, где отдельно выделено место для представителя молодежного движения, но я не знаю ни одного человека, который активно бы участвовал в профсоюзной молодежной деятельности.

Мне кажется, правильным было бы создание программы поддержки развития культуры железнодорожного образования и труда, где железная дорога в партнерстве с Министерством образования будет давать возможность молодым студентам, начиная с первого курса высших профильных учебных заведений, осваивать профессии, проходить практику и потом трудоустраивать их. Это даст возможность молодежи зарабатывать на жизнь и учебу, а также возможность проходить по карьерной лестнице сразу с 18 лет. Насыщенная студенческая жизнь и учеба будет тесно переплетаться с производством, молодые специалисты после выпуска из высших учебных заведений уже будут с опытом и выслугой, перспективами дальнейшего развития в отрасли. Студенческие рабочие объединения дадут толчок развитию культуры и повысят презентабельность профессии.

О родителях и выборе профессии

Я родился в семье военных. Отец – бортинженер военно-транспортной авиации, мама также военнослужащая. Мне тоже полагалось быть военным и по окончанию Киевского военного лицея имени Ивана Богуна, родители предоставили два варианта: Академия внутренних войск или Институт Военно-морских сил. Но, всю жизнь питая интерес к железной дороге, я выбрал компромисс – карьеру офицера железнодорожных войск. Но даже это решение меня не устраивало, и я разорвал контракт, поссорившись с мамой. Доучился в Днепропетровском национальном университете железнодорожного транспорта по специальности „Машиностроение“, там же получил профессиональную специальность – помощник машиниста электровоза. Позже окончил Государственный университет инфраструктуры и технологий по специальности „Логист“. С сентября планирую поступать в аспирантуру.

О планах

Помощник машиниста – это самая элементарная должность в цехе эксплуатации любого локомотивного депо. Это начальный уровень, будем так говорить. Я сейчас нахожусь среди тех позиций в „Укрзализныце“, которые не ремонтируют, не проектируют, а эксплуатируют подвижной состав и железную дорогу, в целом.

Чтобы стать машинистом, нужно три-четыре года проработать помощником. Я работаю уже почти три года, но идти дальше и быть машинистом не планирую. Мне бы хотелось уйти в цех ремонта, работать инженером-технологом и остаться в том же депо, что работаю сейчас – Киев-Пассажирском. Это одно из самых хороших депо в Украине и его можно развивать. На эту тему я написал магистерскую работу, поэтому двигаюсь в этом направлении.

О специфике работы и наставниках

Помощник машиниста – правая рука машиниста, который главный в поезде. Работа помощника – это обслуживание и мелкий ремонт локомотива в рейсе, наблюдение за исправностью путей, контактной сети, показаниями измерительных приборов и подача сигналов. Если конкретнее – приведение в требуемое состояние и проверка электрических цепей, пневматических магистралей, устранение неисправностей и всего того, что машинист не может сделать во время управления. Это опасная работа, так как напряжение составляет 27 тыс. Вольт. Мы стараемся все выполнять согласно инструкций, так как от нас зависят жизни пассажиров и окружающих, целостность груза, инфраструктуры. Кроме того, помощник должен вести документацию, знать маршрут, график, подстраховывать машиниста.

Есть закрепленные бригады – машинист и помощник, которые работают вместе, и даже закрепленные за ними электровозы. Спаренная бригада на закрепленной машине – это уверенность в напарнике и знание слабых мест своего локомотива. Но не всегда так: часто бригады формируются в порядке очереди нарядов, как и машины выдаются из депо. Машинист всегда пытается передать свой опыт помощнику, на которого он может положиться, а случается всякое. Вскоре, у молодого машиниста проявляется манера вождения своего куратора.

Об условиях работы и жаре

Рейс длится от 12 до 48 часов в любое время суток и в любую погоду, но выдать наряд можно не раньше, чем за 16 часов. С таким графиком (мы называем его „винегрет“) связаны и сложности – бессонные ночи, плохое питание, постоянное напряжение. Также есть сильное электромагнитное (трансформатор, тяговые двигатели) и световое (сигналы, прожекторы, датчики) излучение, еще звуковое (гул, вибрации) и атмосферное загрязнение – разного рода пыль и стружки. Учитывая, что это непрерывно длится от начальной до конечной станции, нагрузка на организм очень большая.

Плюс к этому всему – летом в кабине электровоза очень жарко до +50. Мы просили поставить в кабину кондиционер, но пока что нас не услышали.

О зубных пломбах и бесплатных билетах

Это классное место работы потому что есть все то, что тебе нужно. Оплачиваются больничные и отпуск, выдается 13-я зарплата. Раз в год ты можешь взять себе оздоровительные, например, перед отпуском, – это еще одна зарплата. Можно лечиться в железнодорожных больницах и, говорят, что железнодорожникам там пломбы ставят по дешевке, но за саму пломбу заплатить нужно. Профком может выделить тебе путевку в Трускавец или другой санаторий. Я никогда не просил, мне пока не интересно, а старики это дело любят. Доходит до того, что, если ты решил создать семью и жениться, то на 5 дней можно взять дополнительный оплачиваемый отпуск и добавку к зарплате.

Раз в год можно выписать себе куда-то бесплатный билет в обе стороны, но в случае нашего депо, нужно два раза ехать на край света, чтобы его получить. Мне несколько раз в год приходится ездить на учебу в Днепр, и легче доехать самым быстрым поездом в задней кабине своих коллег.

О зарплате и надбавках за плохое питание

Платят регулярно, по часам: 23-го – аванс, 7-го – зарплата. Машинист может зарабатывать и 25 тыс. грн в месяц, но все зависит от специфики работы, класса, выслуги и премии. На разных железных дорогах премия может отличаться. Наше депо больше работает на удлиненных плечах до 640 км, соответственно, больше работы и больше возможностей дополнительно зарабатывать.

Что касается меня, есть голая ставка – около 5-6 тыс. грн, которую при конкретном количестве отработанных часов, ты получишь в любом случае. А в этих часах есть разные надбавки – ночные, плечевые и даже надбавка за то, что ты плохо питаешься. В итоге, у меня при хорошем графике зарплата получается 13,5-14,5 тыс. грн в месяц.

О ворах в поездах и цветах

Когда прибываешь на станцию, очень часто можно увидеть огромные букеты. Я таких больших букетов в жизни не видел. Особенно на 8-е марта или другие праздники. Был случай, когда в поезде завелся вор – украл семь мобильных телефонов и выбежал на станции. Или был сложный случай, когда ребенок конфетой подавился. Нужно было как можно скорее привести поезд на ближайшую станцию, где уже ждали медики. И тут уже все зависело от мастерства машиниста. Вождение поезда – это полет фантазии, искусства и техники. Это что-то между большим судном и фурой и все это едет, как на американских горках – в нужный момент правильно затормозить или, наоборот, дать газа. От этого и зависит, как быстро сможешь доехать.

О главных проблемах

Во-первых, не лучшие условия труда. Но, конечно, по сравнению с тем, когда я подрабатывал на заводе, – тут лучше. Второе – техническое состояние оставляет желать лучшего. Ты выполняешь какую-то дополнительную работу, которой, будь техника более новой, и вовсе не было бы. Третье – вопрос безопасности и угрозы жизни. Ну и зарплаты бы побольше.