Люди и время – две ключевые составляющие преобразований в транспортной отрасли. Как избежать кадрового голода вследствие массового оттока специалистов в Европу и с кем строить дороги завтра? – ответ искали не у чиновника, а у педагога-транспортника.

Иосиф Кибитлевский работает в системе образования 30 лет, 20 из которых – на должности директора Барского колледжа транспорта и строительства Национального транспортного университета.

Мы встречаемся в НТУ, куда он приехал по случаю 75-летия университета, чтобы поговорить о том, какими проблемами живет сфера образования в транспортной отрасли и будут ли в стране кадры, чтобы воплотить в реальность мечты очередного правительства о качественных и красивых дорогах. В конце концов, любые изменения и реформы в транспортной отрасли (будь то дорожное хозяйство, железная дорога, порты или судостроение) будут упираться в проблему дефицита квалифицированных кадров. Уже сейчас транспортная отрасль сталкивается с оттоком специалистов, в частности, в страны ЕС, а их дефицит усугубляется снижением уровня качества подготовки. Именно поэтому мы и хотим поговорить о том, как педагог-транспортник видит эту проблему изнутри.

Собеседник водит нас длинными коридорами в поисках удобного места для интервью.

– Видели, на первом этаже стоит мотор? Это мы сделали и подарили университету. Мы единственные в Украине, кто может делать такие макеты. Сейчас покажу.

Он достает телефон и демонстрирует фотографии макетов различных двигателей. Стоимость такого макета в два раза выше стоимости самого двигателя. „В Европе, если агрегат стоит 10 тыс. евро, то макет агрегата – в два раза дороже. Это же ручная работа. Когда мы сделали такие макеты для учебного центра Porsche и их увидели немцы из концерна Audi, то предложили нам делать то же для всех учебных центров Европы“, – рассказывает директор колледжа.

О главной проблеме в образовании, низких зарплатах преподавателей, профессиях, утративших престиж, и мечте Иосифа Кибитлевского – в авторской рубрике ЦТС „Люди дела“.

О колледже

Сегодня мы обучаем более 600 студентов на 5 остродефицитных для страны специальностях.

Барский колледж транспорта и строительства Национального транспортного университета – профильное учебное заведение. Готовим специалистов среднего звена для автомобильно-строительной отрасли Украины вот уже более 50 лет. Все эти годы мы не изменяли своему профилю. Поэтому сумели создать мощную базу для подготовки техников-механиков, техников-строителей, менеджеров автоперевозок, инженеров организации дорожного движения и землеустроителей.

Сегодня мы обучаем более 600 студентов на 5 остродефицитных для страны специальностях. 95% – это государственный заказ. Стоимость платного обучения в среднем 11 тысяч гривен.

Не так давно мы имели 1200 студентов, сегодня вдвое меньше. Мы понимаем, что главным критерием оптимизации учебных заведений будет контингент студентов. Радует то, что за последние три года нам удалось остановить падение.

О дефицитных дорожных профессиях и будущих зарплатах

В частных дорожных компаниях наши студенты зарабатывают 20-40 тыс. грн в месяц.

Самый большой дефицит – техники-строители. Мы их выпускаем 20-25 в год. Это мизер. Всего по Украине пять таких, как наш, профильных колледжей. Выпускаем все вместе более 100 дорожных строителей. Этого явно недостаточно. Уверен, если даже увеличить набор и выпуск в несколько раз, люди нашли бы работу. И главным регулятором здесь должно быть государство – увеличить количество государственных мест, сделать больше стипендию, придумать социальный пакет.

К сожалению, престижность технических специальностей сильно падает. Поэтому необходимо в школах проводить профориентацию. Для этого и введены уроки технологий. Мы понимаем, что на технических специальностях учиться сложнее. Нужна математика, физика, черчение и т.д. Сейчас и родителей нужно воспитывать, дабы они не спрашивали, сложно ли у нас учиться. Когда я в свое время выбирал радиотехнический, такой вопрос даже близко не стоял ни для меня, ни для отца с матерью. Это была моя мечта! И родители ее поддержали. Вот так и сегодня необходимо мотивировать детей.

В частных дорожных компаниях наши студенты зарабатывают 20-40 тыс. грн в месяц. Для примера, в автосервисе Winner стажеры получают 9 тыс. грн, а в первый год работы – 18 тыс. грн. Если взять дорожно-строительную отрасль, то там еще интереснее – 30-40 тыс. грн. Наши парни геодезисты лишь на практике зарабатывают по 30 тыс. грн.

Я работодателям объяснил, что, если они не подумают о том, как адаптируется наш выпускник в большом городе (минимальные средства на жилье, питание, чтобы не просить у родителей), то они смогут найти кадры. Работодатели сегодня поняли, чтобы в Европу не уехали, нужно хорошо платить.

О профориентации

60% выпускников высших учебных заведений переучиваются.

Во многих странах два последние года обучения в школе ребенок проходит профориентацию – мастер-классы, экскурсии, беседы и т.д. В нашей стране нет структуры, которая занималась бы этим. Как следствие – 60% выпускников высших учебных заведений переучиваются. Значит, не нашли себя. А это влечет за собой дополнительную трату денег из госбюджета.

В прошлом году через программу „Школьный автобус“ я договорился с директорами школ и к нам возили детей на экскурсии. Мы проводили им тренинги, мастер-классы. Убежден – это наиболее действенный способ.

Частные компании тоже стали работать в этом направлении. „Автомагистраль-Юг“ уже второй год проводит профориентацию по школам Одесской и Николаевской областей. Потом нанимают большой автобус, кормят детей и везут к нам на экскурсию. В прошлом году к нам приехало 60 детей. Часть из них стали нашими студентами.

О макетах двигателей

Немцы анализируют, думают, но у них огромный интерес к нам.

Постоянно действующая выставка макетов агрегатов современных автомобилей (2016-2018 гг.) является убедительным мотиватором для принятия решения о выборе будущей профессии. Эти макеты мы делаем из агрегатов, которые были заменены во время гарантийного периода и подлежали утилизации. Их, по согласованию с автодилерами, передают нам на бесплатной основе. На изготовление мы тратим только расходные материалы. В Европе, если агрегат стоит 10 тыс. евро, то макет агрегата – в два раза дороже. Это же ручная работа. Когда мы сделали такие макеты для учебного центра Porsche и их увидели немцы из концерна Аudi, то предложили нам делать то же для всех учебных центров Европы. Я дал согласие. Не совсем пока что представляю, как их потом можно будет вывезти из Украины, но уверен, если будет налажено сотрудничество, то мы что-то решим. Немцы, как правило, быстро решение не принимают. Они анализируют, думают, но у них огромный интерес к нам.

Сейчас многие профильные учреждения увидели, что мы делаем, и согласны покупать. Но мне бы не хотелось идти таким путем. Я предлагаю научить их, потому что все наши макеты делают дети своими руками и таким образом получают навыки работы.

О зарплатах учителей

Пока что удается удерживать кадры, но с каждым годом делать это все сложнее.

Средняя зарплата учителей – 6-8 тыс. грн, начальная – 5 тыс грн. Наш учитель математики получает в полтора раза меньше, чем учитель математики в школе. Это социальная несправедливость. Считаю, что наши преподаватели должны получать если не больше, то хотя бы такую же зарплату. Пока что мне удается удерживать кадры, но с каждым годом делать это все сложнее.

Перед первым сентября три преподавателя написали заявления на увольнение. Я обратился к Юрию Бойко, совладельцу компании „Автомагистраль-Юг“, рассказал о сложности вопроса. Он согласился доплачивать. Но когда начали изучать этот вопрос, оказалось, что законных механизмов нет. Единственное, что удалось сделать, по договору о сотрудничестве выплатить по 2 тыс. грн ко Дню учителя.

Я вижу единственный путь решения этого вопроса – находить деньги из Дорожного фонда. Мы хотим обратиться в „Укравтодор“ и показать им на примере нашего колледжа статистику по падению количества выпускников за последние 10 лет. Такими цифрами надеемся их убедить. В Дорожном фонде должны быть предусмотрены средства на подготовку кадров. Было бы оптимальным вывести нас из подчинения Министерства образования и вернуть обратно в Управление дорожного строительства, как это было раньше.

Если сегодня дать преподавателю хорошую зарплату, то придут молодые люди. И только они смогут спасти ситуацию.

Об инвестициях бизнеса

В Украине снова хотят ввести техосмотр автомобилей, а, оказывается, специалистов у нас нет.

Сегодня у работодателей основной вопрос – найти кадры, поэтому многие вкладывают в нас деньги. Они передают компьютеры, книги, оборудование... Это и „Укравто“, „Автомагистраль-Юг“, „Виннер Автомотив“, Porsche...

Недавно компания „Хофман“ подарила нам стенд для регулировки расхождения колес, стоимостью 500 тыс. грн. Я спросил у директора компании, который сделал нам такой подарок, чем мы ему интересны? Он ответил, что единственная просьба – как можно большее количество детей научить работе на нем. Другая компания подарила стенд для регулировки фар. Сейчас в Украине снова хотят ввести технический осмотр автомобилей, а, оказывается, специалистов у нас нет. Поэтому рассчитывают, что мы подготовим кадры.

Еще один пример, подарок автогрейдера, остаточная стоимость которого 30 тыс евро, от компании „Автомагистраль-Юг“. За такие деньги мы бы никогда не смогли его купить. За последние четыре года в эту компанию пришло более 200 наших выпускников. Таким образом мы помогли им частично решить кадровый вопрос.

Об образовании за рубежом

У нас сел за парту – значит занял очередь за дипломом.

В прошлом году около 90% учеников из выпускных классов сели за парты в университетах. Проходной балл слишком низкий – 100. По советским меркам – это единица. Скажите, как ученик с единицей по математике может учиться в университете?

К примеру, Финляндия. Там только 14% населения имеет высшее образование. Еще один пример – США, где пропорция выпускников учебных заведений составляет 1 магистр, 2 бакалавра и 7 квалифицированных работников. У нас – наоборот.

Или еще пример. В Европе все желающие приходят и садятся за парту, но после первой сессии остаются только те, кто на самом деле учится. У нас сел за парту – значит занял очередь за дипломом.

Министерство образования уже это поняло. Я читал программу нового министра. В ближайшие пять лет они планируют довести набор в ПТУ до 45%. А также повысить проходной балл вступления в университеты до 130-150. Но это лишь частично решает проблему.