Получая заказы на производство крупнотоннажных судов от зарубежных компаний, украинские судостроители предпочитают не акцентировать внимание на том, что главным образом выполняют для заказчиков самую тяжелую и малодоходную часть больших проектов. В результате такого сотрудничества им зачастую достается всего 8-10% стоимости готового судна. В судостроительной компании "Залив" решили пойти другим путем — на прошлой неделе было объявлено о том, что она создает совместный бизнес с норвежской Bergen Group (см. "Ъ" от 22 июля). Каким образом это поможет изменить ситуацию, корреспонденту "Ъ" АНДРЕЮ ЛЕДЕНЕВУ рассказал председатель наблюдательного совета "Залива" НИКОЛАЙ КУЗЬМЕНКО.

— Что вам дает сделка с Bergen Group? 

— Для нас это новые возможности. Сейчас украинские заводы, занятые на крупнотоннажном производстве, выпускают преимущественно корпуса. Например, "Залив" в последний раз строил полнокомплектные суда в 1996 году. Когда компания строит только корпус, пусть и укомплектованный, она неинтересна судовладельцам. Кроме того, как подрядчик "Залив" получал всего 8-10% от стоимости проекта — этих денег было недостаточно для полноценного развития предприятия. Теперь мы, как производители полного цикла, сможем заключать прямые контракты с заказчиками. Это даст нам стабильную загрузку предприятия и позволит повысить технологический уровень производства — на "Заливе" будут выполняться более сложные работы, начиная от механики и заканчивая электроникой. 

— Вы обсуждали возможность сотрудничества с другими судостроительными компаниями? 

— В 2007 году мы заключили меморандум о взаимопонимании с норвежской судостроительной компанией Ulstein Group, благодаря которому у нас было право на первоочередные заказы на производство корпусов. Но сотрудничество не получило эффективного продолжения — на практике партнерство, которое не связано корпоративными узами, никого ни к чему не обязывает. Вероятно, руководство Bergen Group тоже склонялось к этой мысли, имея за плечами негативный опыт сотрудничества с рядом своих подрядчиков в течение последних лет. В 2012 году они заключили меморандум с голландской Damen Shipyards Gorinchem о продаже им половины судостроительного подразделения. Но мы, вероятно, оказались более привлекательными партнерами с точки дальнейшего развития бизнеса, чем Damen, и в итоге соглашение было заключено с нами. 

— Во сколько вы оцениваете рынок продукции, которую будете выпускать? 

— Производство судов для нефтегазового сектора — это рынок объемом в десятки миллиардов долларов. И мы, и Bergen работали на нем и до сделки. Но у Bergen было важное преимущество — они работают в Норвегии, где создан уникальный технологический кластер — в стране сосредоточены как судовладельцы, так и производители оборудования и судов. Кроме того, у компании есть большие возможности по привлечению финансирования. В стране эффективно работает система государственного стимулирования национального производителя. 

— В чем заключаются эти преимущества? 

— В Норвегии завод, получивший заказ на строительство судов, обычно получает предоплату от судовладельца. Еще часть средств можно взять в виде кредита в банке под гарантии государственного агентства Eksportfinans. После этого вы заключаете договоры с поставщиками оборудования и производителями корпусов в разных странах, комплектуете корпус оборудованием и передаете готовое судно заказчику. Так работают заводы во всем мире. 

— А еще какие-то преимущества есть? 

— В Украине стоимость привлекаемого финансирования намного дороже, чем у наших прямых конкурентов. Кроме того, при ввозе оборудования необходимо заплатить НДС и пошлины. Дело в том, что после распада СССР украинские судостроительные заводы выпали из производственной цепочки, и сейчас в нашей стране попросту нет производителей судостроительного оборудования, которое бы соответствовало необходимому нам уровню. Вы можете удивиться, но даже сварочная проволока — и та экспортируется. Все это делает стоимость готовой продукции в два раза дороже, чем у компаний из ЕС или Азии. 

— Сколько акционеры "Залива" планируют инвестировать в новую судостроительную компанию? 

— Я думаю, что данный вопрос будет еще дорабатываться, но в настоящий момент стороны договорились о предоставлении "Заливу" револьверного судостроительного финансирования на уровне $40 млн. Еще 50 млн крон (около $8,36 млн) будут вложены на паритетных началах с норвежской стороной. Мы рассчитываем, что возврат инвестиций произойдет в течение трех-пяти лет. 

— Bergen Group работает сейчас с убытком. Как компания будет инвестировать в совместное предприятие? 

— Для нас Bergen Group — стратегический партнер, который имеет узнаваемый бренд и колоссальный международный опыт. Bergen как акционер новой компании должен обеспечить ее стабильными заказами и помочь в развитии сотрудничества с финансовыми учреждениями Норвегии. Финансовые проблемы Bergen Group не касаются новой компании, группа проводит сейчас качественную реструктуризацию долгов, и мы уверены, что она успешно решит свои финансовые трудности. 

— Но если до сих пор заводы Bergen работали с убытком, почему вы уверены, что этого не произойдет с объединенной компанией? 

— Менеджмент новой компании будет менять принципы работы этих активов, выстраивая единую производственную цепочку. Но уже сейчас есть понимание, что, размещая заказы на своих мощностях, мы получаем больший контроль над ними. Например, раньше Bergen размещала заказы на верфях подрядчиков из разных стран, которые нередко задерживали их выполнение, и Bergen несла убытки. Сейчас эти заказы будут на "Заливе", и обе стороны заинтересованы в успешном развитии совместного бизнеса. 

— Как будет управляться новая компания и скольких менеджеров в ней назначает "Залив"? 

— Мы и Bergen Group делегируем одинаковое число представителей в менеджмент компании. При этом у акционеров "Залива" — 51% новой компании, этого будет достаточно для принятия либо блокирования того или иного решения. 

— Расскажите об активах, которые войдут в новую судостроительную компанию. 

— Это будет компания, в которую будут входить норвежские заводы Fosen и BMV, а также компания по проектированию ShipDesign. С нашей стороны — "Залив" и его конструкторское бюро. 

— Какие инвестиции получит "Залив"? 

— Осенью мы примем план развития "Залива" на ближайшие два года. Он предполагает модернизацию производства стоимостью свыше $10 млн. Мы рассчитываем, что за пять лет "Залив" сможет выйти на уровень производства 50 тыс. т готовой продукции. Сейчас это 15 тыс. т. 

— Помимо судов для нефтегазового сектора, вы будете производить еще какую-то продукцию? 

— В основном мы будем строить суда для обслуживания нефтяных платформ. Но также займемся выпуском пассажирских лайнеров, которые сейчас производит Fosen. Эта компания имеет уникальный опыт в данной сфере. Два последних своих лайнера она оснастила двигателями, работающими на сжиженном газе. То есть фактически это экологически чистый вид транспорта, и мы рассчитываем, что на него будет спрос в скандинавских странах. 

— А как вы рассчитываете конкурировать с предприятиями из Азии, которые сейчас фактически отбирают заказы у европейских компаний? 

— Объективно мы не сможем с ними конкурировать без поддержки отрасли на государственном уровне. В судостроении очень продолжительный производственный цикл. И во многих странах предприятиям этой отрасли оказывают законодательную поддержку. А взамен государство получает дополнительные рабочие места и налоговые поступления, развитие технологий. В Китае, например, очень крупные заводы по производству крупнотоннажных судов. Поэтому европейские компании сейчас концентрируются на производстве специализированных судов. Нашими конкурентами будут предприятия из Норвегии, Испании, Румынии, Турции, Польши и других стран. Сейчас у Bergen есть контракты на производство четырех судов для нефтегазового сектора и одного пассажирского лайнера, которые будут построены объединенной компанией. 

Интервью взял Андрей Леденев

Bergen Group

Основана в Норвегии в 2002 году в результате объединения более 20 компаний. Специализируется на трех направлениях: офшорных услугах, судостроении и сервисном обслуживании. Судостроительное подразделение компании владеет двумя заводами Fosen, BMV и дизайнерской компанией ShipDesign. Оба завода занимаются внутренним обустройством судов, устанавливают двигатели, электронное и другое оборудование. Кроме того, Fosen производит пассажирские лайнеры. По итогам 2012 года Bergen Group сократила операционную выручку на 7,1%, до 3,47 млрд крон (около $588 млн). Чистый убыток предприятия увеличился в 6,9 раза, до 752,6 млн крон ($127,7 млн). 

Судостроительный завод "Залив"

Был построен в 1938 году на берегу Керченского пролива. Последние шесть лет предприятие ежегодно производит пять-шесть корпусов судов для нефтегазовой промышленности. Имеет собственное конструкторское бюро. Поставляет продукцию в Нидерланды, Норвегию и другие страны. Чистая прибыль завода в 2012 году увеличилась в 3,6 раза, до 5,93 млн грн, а чистый доход — на 16,58%, до 315,78 млн грн. Предприятие с 2006 года входит в ХК "АвтоКрАЗ" предпринимателя Константина Жеваго.