Вслед за национализацией крымского имущества, принадлежавшего Украине, собственников начинают менять и активы, которыми владел частный украинский бизнес. В понедельник произошел силовой захват керченского судостроительного завода "Залив" Константина Жеваго. Новые менеджеры, по данным "Ъ", связаны с бизнесменами из Татарстана.
В понедельник вечером министерство информации и связи Крыма распространило сообщение керченского судостроительного завода "Залив", в котором говорилось, что украинский бизнесмен Константин Жеваго "отстранен от руководства" верфью. В заявлении утверждалось, что господин Жеваго незаконно завладел акциями "Залива", но теперь "все схемы воровства известны, в ближайшее время Жеваго и его подручными займутся правоохранительные органы". В тот же вечер ИТАР-ТАСС сообщило, что "рабочие и отряд крымской самообороны не пустили на территорию предприятия ряд руководителей", в том числе и директора по маркетингу завода Валерия Белозерова.
Но вчера ОАО "Керченский судостроительный завод "Залив"" сообщило, что "руководство и акционеры" заявляют о "рейдерском захвате предприятия" 24 августа "подставным" московским ООО "Судостроительный завод "Залив"" "при силовом участии крымской самообороны". ОАО заявило, что "захватчики оказывали давление на директора" компании и пытались "принудить" заключить договор аренды с этим ООО. Кроме того, ОАО "Залив" заявило, что в понедельник на собрании коллектива "представитель" татарского Зеленодольского завода имени А. М. Горького Андрей Жердев "представил себя в качестве директора ООО и сообщил, что общество взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности". Зеленодольский завод входит в один из крупнейших холдингов Татарстана "Ак Барс". По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "СЗ "Залив"" было зарегистрировано в Москве 12 августа, его гендиректором является Андрей Жердев.
Министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник сообщил вчера "Ъ", что правительство "не может вмешиваться" в спор между акционерами. "Есть письмо коллектива завода "Залив" в правоохранительные органы, где они обвиняют главного акционера в скупке акций, которые принадлежали работникам, по заниженной цене,— сказал господин Скрынник. - Данных о том, что там рейдерский захват, у нас нет". По его словам, предприятие перерегистрировалось в России, но управляется "неэффективно": задерживается зарплата, завод загружен заказами на 5%.
Андрей Скрынник рассказал, что в покупке предприятия заинтересованы "несколько российских инвесторов". Валерий Белозеров заявил "Ъ", что завод "захвачен" бойцами "крымской самообороны" и людьми, назвавшимися представителями Зеленодольского завода. По его мнению, "с помощью крымской власти решили "отжать" завод". Связаться с Константином Жеваго вчера не удалось. Источник, близкий к нему, сообщил "Ъ", что "действия рейдеров будут обжалованы в судах РФ и международных инстанциях".
Несколько источников "Ъ", знакомых с ситуацией, подтвердили "Ъ", что ""Заливом" заинтересовались судостроители из Татарстана". "Это очень хороший актив с большим сухим доком и компетенциям по строительству танкеров, буровых платформ",— говорит один из них.
Судостроительный завод "Залив" строит танкеры, буровые платформы, контейнеровозы и химовозы, заказчики — норвежские и голландские компании. Есть компетенции по строительству судов ледового класса и военных кораблей. С 2006 года завод входит в холдинг "АвтоКрАЗ", который объединяет индустриальные активы группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго.
По словам собеседников "Ъ", "наиболее очевидным инвестором" для "Залива" могла стать государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). "Но сложилось понятийное решение, что завод может загрузить заказами бизнес из Татарстана, а управление активом возьмет на себя Зеленодольский завод",— уверяет один из источников "Ъ". Он считает, что "участие бизнеса из Татарстана может быть обусловлено и политическими мотивами". "Позиция крымских татар по присоединению Крыма к России была одной из ключевых проблем, и руководство Татарстана приняло активное участие в урегулировании ситуации",— добавляет он. Глава Татарстана Рустам Минниханов несколько раз посещал Крым и во время одного из визитов заявил, что готов стать "связующим звеном" между крымскими татарами и правительством РФ. В пресс-службе Зеленодольского судостроительного завода вчера подтвердили "Ъ", что "интерес к керченскому судостроительному заводу есть". "Планируем размещать там заказы, ведем переговоры об этом",— отметили в пресс-службе. В ОСК ситуацию не комментируют.