За последние несколько лет аварии в московском метро стали настолько частыми, что поначалу в новостях о вчерашней катастрофе сложно было разглядеть что-то особенное. Ну да, на этот раз поезд сошел с рельсов. А мог загореться. Мог, наоборот, остановиться из-за подтопления. Или из-за задымления, или из-за замыкания. Мог просто застрять в тоннеле на несколько часов из-за какой-нибудь поломки, а мог вообще попасть под упавшую сверху балку от рекламного щита. Последнее время такое происходит по нескольку раз в месяц – чего удивляться? Достаточно просто посмотреть, не на твоей ли ветке сегодня праздник, и успокоить себя мыслью, что до этой "Курской", "Тульской" или "Первомайской" ты за всю жизнь добирался всего пару раз.

Но вчера мелких поломок, недосмотров, воровства и случайностей накопилось достаточно, чтобы вызвать в метро настоящую катастрофу – даже не московского, а мирового масштаба. Потому что события между "Славянским бульваром" и "Парком Победы" вполне могут претендовать на негативный рекорд в мировом метропользовании, если смотреть на соотношение незначительности причин и чудовищности последствий.

Не надо бомбы

В 8:45 утра, в самый час пик, несколько вагонов сошло с рельсов в тоннеле между станциями "Славянский бульвар" и "Парк Победы". С рельсов сошли новые вагоны 2008 года, и сделали они это в не менее новом перегоне, открытом в том же 2008 году. Причина произошедшего пока неизвестна, но это точно был не теракт и не пожар, а просто неисправность стрелки или скачок напряжения, из-за которого поезд резко затормозил и вагоны слетели с путей.

И вдруг это неприятное, но относительно заурядное для метро событие оказалось крупнейшей техногенной катастрофой за все 70 лет истории московского метро. Уже погибло 22 человека, а в больницы попали еще 129. Ни в Великую Отечественную, ни в перестройку, ни в проклятые 90-е ничего сопоставимого не было. До этого крупнейшей аварией была поломка эскалатора на "Авиамоторной" в 1982 году – тогда погибло восемь человек, ранено было 30.

Хотя прилагательное "техногенная" после "крупнейшая" здесь не очень-то и нужно, потому что многие теракты в московском метро были менее смертоносны. Например, последний взрыв террористки-смертницы на "Лубянке" в 2010 году убил 24 человека, почти одновременный с ним взрыв на "Парке культуры" – 12 человек, еще четыре человека позднее скончались в больнице. А тут без всяких взрывов и смертниц в первый же день 22 погибших. Такие поезда и такие перегоны.

Далеко ли до Токио

Глава Мостранса Ликсутов теперь оправдывается, что катастрофы в метро бывают везде. И тут с ним не поспоришь – конечно, бывают, и относительно часто. Но все-таки, несмотря на общее название "катастрофа в метро", эти аварии очень сильно отличаются друг от друга, и количество жертв в них тоже очень разное.

Например, крупнейшая техногенная катастрофа в токийском метро произошла в 2000 году. Там была не какая-то неисправность стрелки – там в 9 утра на резком повороте с рельсов сошел последний вагон одного поезда, и в него врезался другой, идущий навстречу поезд. Тогда погибло пять человек и еще 63 были ранены. Есть некоторая разница: поезд не просто сошел с рельсов, а столкнулся с встречным, а погибших почему-то в несколько раз меньше.

Или вот крупнейшая авария в истории вашингтонского метро произошла в 2009 году. Движущийся поезд въехал в зад стоящему на станции, оба с пассажирами, в пять часов вечера. Погибших было девять человек, раненых – 52. И снова в разы меньше, чем в Москве, хотя речь идет о столкновении двух поездов, а не просто о том, что несколько вагонов свалились с рельсов. Крупнейшая авария в истории берлинского U-Bahn произошла вообще в 1908 году: два поезда столкнулись, и один из них упал с моста. Но даже тогда погибло меньше людей, чем в Москве, – 18 человек.

Конечно, если как следует покопаться в истории мировых метрополитенов, то можно найти аварии и помасштабнее московской. Например, крупнейшую катастрофу в парижском метро, когда 84 человека погибло из-за пожара на станции "Курон". Только случилось это в 1903 году. Или в нью-йоркском метро в 1918 году не очень квалифицированный штрейкбрехер, управлявший поездом вместо бастующих машинистов, врезался в колонну между путями – погибло 97 человек, около двухсот были ранены. А еще можно вспомнить смертоносный пожар на лондонском эскалаторе в 1987 году или гораздо более свежую катастрофу в метро южнокорейского города Тэгу, где в 2003 году какой-то психопат устроил поджог, убив 192 человека. Только все эти случаи будут иметь очень мало общего с московской аварией 2014 года.

И другие подобные сбои

Сложно сказать, какие именно аварии имел в виду Ликсутов, когда говорил, что случившееся в Москве "никакое не исключение" и "подобные сбои" были в Нью-Йорке и Испании. Вряд ли 1918 год. Скорее всего, речь шла о том, что совсем недавно, в начале мая, в нью-йоркском метро тоже сошел с рельсов поезд. Там тоже утром в будний день было неожиданное, резкое торможение, из-за которого с путей свалилось шесть вагонов. Да, все это действительно было, и было очень похоже на аварию в Москве во всем, кроме одного – там не погибло ни одного человека. Пострадало – 19, из них только четверо серьезно, а весь процесс эвакуации пассажиров занял около часа.

Хотя, возможно, имелся в виду и какой-то другой аналогичный случай в Нью-Йорке. Там действительно поезда сходят с рельсов примерно раз в несколько лет. Но пассажиры от этого не гибнут. Последний случай со смертями был еще в 1991 году, когда из-за пьяного машиниста погибло пять человек. Опять выходит в разы меньше.

Испанский опыт тут будет поближе. Конечно, странно было бы сравнивать аварию в московском метро с прошлогодней железнодорожной катастрофой в Галисии, где погибло 79 человек. Там был не перегон метро, где быстрее 60 км/ч не ездят, а скоростной поезд, врезавшийся на крутом повороте в бетонную стену на скорости под 200 км/ч. Так что единственным похожим случаем будет авария в метро Валенсии в 2006 году. Тогда на пустом месте погибло несколько десятков человек (43), но никто не понес за это наказание – все списали на погибшего машиниста, который в два раза превысил скорость на повороте перед подъездом к станции.

А так, даже по широким меркам третьего мира, авария в московском метро выглядит на редкость чудовищной и смертоносной. В каирском метро вас с некоторой вероятностью могут взорвать, но никак не завалить насмерть железом из-за сломанной стрелки. В Китае последняя авария в метро с массовой гибелью людей была еще при Мао, в 1969 году. В Дели, где от индийцев вроде бы совсем ничего не ждешь, и то люди в сошедших с рельсов поездах не умирают. Они, правда, гибнут пачками на этапе строительства метро, но потом ездить можно совершенно спокойно.

Слабость физическая и духовная

Оказывается, что Москва – это не то что не Нью-Йорк или не Берлин, а даже не Дели с Каиром. Почему-то делийские поезда устроены так, что, даже свалившись с путей, они все равно никого не убивают, а в московском метро небольшая неисправность – без взрыва, без пожара, без наводнения – может на пустом месте убить 22 человека и покалечить еще полторы сотни. А ответственное за это начальство потом пояснит, что это "никакое не исключение", потому что на всей планете похожая по чудовищности и бездарности трагедия однажды уже случилась – в Валенсии, почти 10 лет назад.

Московское руководство построило этим пострадавшим такую красивую новую станцию, в лучших советских традициях, не пожалели денег на красоту, на гранит, на индивидуальный дизайн, прорыли тоннель, все соединили, а они теперь там безответственно умирают, нанося непоправимый ущерб чести, достоинству и деловой репутации начальства. Почему они спускаются в метро, если не готовы в 30-градусную жару несколько часов выбираться из переполненного, сошедшего с рельсов поезда?

Наверняка их здоровье было необратимо подорвано еще до аварии из-за того, что они курили в общественных местах вопреки заботливым запретам. Или накануне смотрели допоздна запрещенные спектакли с матом и в результате утром спустились в метро, ослабленные физически и духовно, совершенно не готовые к обычному экстренному торможению. А может, это реклама на платных телеканалах привела их организм в такое расстройство, что он не выдержал малейших перегрузок. В общем. государство явно делало все, чтобы спасти людей. И если это получилось не до конца или не полностью, то это исключительно из-за провокаций и информационных диверсий, которые вынуждают московских начальников тратить силы на всякие суды и выборы, не позволяя полностью посвятить свой транспортный гений развитию и модернизации Московского метрополитена.