После резонансного введения запрета на экспорт российского зерна в августе 2010 года, связанного с небывалой засухой, прошло два года. Следующий сельскохозяйственный сезон 2011-2012 гг. оказался благоприятным, и российское правительство разрешило продавать зерно за границу. Опасения, что вследствие отсутствия на мировом рынке Россия утратит свои позиции, не оправдались, и наша страна вернула себе третье место в мире среди зерновых экспортеров.
Сегодня Россия спокойно конкурирует как по цене зерна, так и по его количеству. По-прежнему главными покупателями российской пшеницы являются Египет (на него приходится треть экспорта российского зерна) и Турция, а также около 80 стран Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.
Между тем, прогноз на экспорт зерна в нынешнем сезоне составляет всего треть от экспорта прошлого сезона. А сам рынок экспорта зерновых в России, возможно, ожидает передел.
ПРОГНОЗЫ НА УРОЖАЙ
Прошедшее лето-2012 заставило аграриев вспомнить ситуацию двухгодичной давности. Беспрецедентная засуха 2010-го погубила 17% посевов зерновых на 13 млн гектаров. В этом сезоне южные регионы также страдали от отсутствия дождей: на площади 5,6 млн гектаров погибло больше 7% посевов.
К середине августа в 17 субъектах РФ был введен режим чрезвычайной ситуации, из 10 субъектов поступили просьбы о материальной помощи. Что характерно, Министерство сельского хозяйства РФ, как и два года назад, сочло сумму заявленного аграриями ущерба завышенной. В 2010 году региональные власти оценили ущерб в 80 млрд рублей, однако представители министерства, предприняв поездки в пострадавшие области, понизили их притязания до 42 млрд рублей. «Текущие оценки, – уверен пресс-секретарь Минсельхоза России Дмитрий Бобков, – тоже вряд ли будут иметь что-то общее с реальным ущербом».
Сегодня регионы заявляют ущерб от засухи в 37,5 млрд рублей. Какую цифру правительство озвучит в виде официальной – неизвестно.
Очевидно, правительство и регионы играют в игру: проси больше – дадут сколько надо. Чиновники знают, что регионы дают завышенные цифры, а регионы просчитывают, сколько надо попросить, чтобы из федерального бюджета выделили необходимую сумму. Как и два года назад, правительством рассматривается вопрос о выделении пострадавшим от засухи регионам беспроцентных бюджетных кредитов, и теперь уже нынешний премьер дает поручение чиновникам от сельского хозяйства подготовить предложения о мерах поддержки агропромышленного комплекса в связи с засухой.
А все так хорошо начиналось – с оптимистических прогнозов минсельхоза на урожай в 94 млн тонн зернобобовых в сельскохозяйственном сезоне 2012-2013 гг. (на уровне прошлого года). Однако дефицит осадков заставил министра сельского хозяйства Николая Федорова к началу августа снизить ожидания до 80 млн тонн, а к концу августа уже до 75 млн тонн.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что и этот прогноз будет снижаться. Августовский прогноз исполнительного директора Аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова – 72-73 млн тонн.
Урожай зерна в России до сих пор зависит, к сожалению, почти исключительно от погодных условий. Рекорд – 97 млн тонн в 2009 году. В 2010 от засухи уцелело лишь 61 млн тонн. В 2011 снова урожай – 94,2 млн тонн. В 2012 снова сушь и снова мало зерна – прогноз не больше 75 млн тонн.
Просмотрев показатели последних четырех лет, можно сделать вывод, что благоприятные погодные условия позволяют собрать на российских полях 94-97 млн тонн зерна. В засушливое лето урожайность падает до 61-75 млн тонн. При этом объемы экспорта не стоят в прямой зависимости от объемов собранного зерна. Как видим, и в урожайном сезоне 2011-2012 гг., и в засушливом 2010-2011 году на экспорт была отправлена треть от урожая текущего года (мы не учитывали переходящие запасы).
То есть продлившийся 10,5 месяцев (с 15 августа 2010 г. по 1 июля 2011 г.) запрет на вывоз зерна за границу был совершенно излишним, поскольку сразу после снятия эмбарго залежавшееся мертвым грузом на элеваторах зерно прошлогоднего урожая в прямом смысле хлынуло в порты.
В первый день разрешения 1 июля 2011 года было отгружено 1,1 млн тонн (для сравнения – за весь июль 2012 отгружено 2,1 млн тонн). Всего за прошлый сезон Россия экспортировала 28 млн тонн и вернулась на третье место среди крупнейших экспортеров зерна в мире (впереди США и Канада).
В ближайшие годы наша страна продолжит активно экспортировать зерно, поскольку до восстановления животноводческого комплекса, крупного потребителя зерновых, особенно в свете вступления РФ в ВТО и последовавших за этим снижением ввозных пошлин на мясо, нам пока далеко. Следовательно, этот вид бизнеса будет расти и расширяться. Согласно утвержденной Правительством РФ в июле 2012 года Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, к 2020 году ежегодный объем экспорта российского зерна может составить 40 млн тонн.
СКОЛЬКО СМОЖЕМ ПРОДАТЬ ЗА ГРАНИЦУ В ЭТОМ ГОДУ?
Объем возможного экспорта рассчитаем по формуле «урожай текущего сельскохозяйственного сезона + переходящие запасы на начало сезона – ежегодная потребность внутреннего рынка». Подставляем переменные и делаем два грубых подсчета.
В первом случае используем официальную информацию. 75 млн тонн зерна нового урожая (Минсельхоз) + 19 млн тонн переходящих запасов (Росстат) – 71 млн тонн внутреннего потребления (Минсельхоз). Получается около 23 млн тонн (официальная цифра – 21,8 млн тонн).
Второй расчет основан на данных от экспертов рынка. 73 млн тонн нового урожая («СовЭкон») + 15 млн тонн переходящих запасов («СовЭкон») – 68 млн тонн внутреннего потребления (РЗС) = 20 млн тонн.
Цифры похожие. По идее, этот объем зерна можно продать тем, у кого злаки в принципе не растут или их мало. В начале лета генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко говорил, что экспорт российского зерна в сельскохозяйственном сезоне 2012-2013 годов может составить 23,7 млн тонн. Минсельхоз прогнозировал, что будет экспортировано 16 млн тонн.
Теперь эксперты более осторожны в прогнозах. Аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин говорит, что экспорт может составить около 12-14 млн тонн. Аркадий Злочевский считает, что Россия может позволить себе безболезненно экспортировать 10-12 млн тонн: «Сегодняшний переходящий остаток, по данным Росстата, составляет 18-19 млн тонн. Даже при сниженном Минсельхозом прогнозе по урожаю до 75-80 млн тонн Россия сможет поставить на мировой рынок порядка 12-13 млн тонн зерна».
Однако если подставить эти данные в формулу (приняв внутреннее потребление за неизменные 71 млн тонн), в результате получится около 22 млн. Но почему-то эксперты называют объемы почти в 2 раза меньше. Очевидно, реальный урожай будет значительно ниже прогнозируемого, и это предполагают участники рынка. Например, исполнительный директор «СовЭкона» Андрей Сизов дает прогноз по пшенице в 42 млн тонн, отмечая, что «это уровень урожая 2010 года». По мнению А.Злочевского, экспортный потенциал не будет реализован в этом сезоне, как и в предыдущем, и «у нас в итоге останутся большие запасы».
В июле 2012 года из России было вывезено на экспорт 2,1 млн тонн, в августе – около 3 млн тонн. Начальник отдела анализа департамента стратегического маркетинга компании «Русагротранс» Игорь Павенский прогнозирует вывоз в сентябре до 3,5 млн тонн, в октябре – до 3,7 млн тонн.
Темпы вывоза велики и сравнимы с прошлогодними после открытия границы для зерна, когда к началу октября было отгружено почти 10 млн тонн. Получается, что за первые два месяца нынешнего сельскохозяйственного сезона была вывезена половина всего прогнозируемого на экспорт зерна, и к ноябрю возможности для экспорта российского зерна могут быть исчерпаны.
Можно также предположить, что нынешние темпы продиктованы боязнью экспортеров, что опять будет наложено эмбарго, поэтому они спешат отправить на экспорт как можно больше зерна. Хотя глава Комиссии по мониторингу продовольственных рынков, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович обещает, что введение ограничений на экспорт не планируется.
МОРСКИЕ ВОРОТА ДЛЯ ЗЕРНОВЫХ
В связи с прогнозируемым экспертами падением объемов экспорта встает вопрос судьбы зерновых терминалов в портах России. За время вынужденного простоя многие из них модернизировали свое оборудование, расширили площади. Одни только мощности Новороссийского порта составляют около 11 млн тонн и покрывают расчетные потребности текущего сельскохозяйственного сезона по вывозу зерна на экспорт. Не придется ли зерновым терминалам снова простаивать?
После отмены 1 июля 2011 года запрета на экспорт зерновых через российские порты вновь потекли потоки российского зерна. Главные ворота – Новороссийск, где переваливают больше трети зерна, идущего на экспорт: Новороссийский зерновой терминал (НЗТ) и Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХ, контрольный пакет акций у госкорпорации ОАО «Объединенная зерновая компания», 28% у Группы «Сумма»). Оба терминала входят в Группу «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) и за январь-июль 2012 года перевалили 4,6 млн тонн, что в 5 раз больше чем, за аналогичный период прошлого года.
Активно развивается в Новороссийском порту зерновой терминал Группы компаний «Дело» (владелец контейнерного терминала НУТЭП): в начале года введена первая очередь зернового терминала ОАО «Комбинат «Стройкомплект» мощностью 2 млн тонн зерна в год. К 2015 году с вводом второй очереди мощность терминала возрастет до 3,5 млн зерна в год, к терминалу будут подведены железнодорожные пути. В операционных результатах за 1 квартал 2012 года, опубликованных на сайте ГК «Дело», перевалка зерновых грузов на КСК указана в объеме 254 тыс. тонн.
«Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) увеличил показатель экспортной перевалки зерна в первом полугодии в 9 раз – до 1,1 млн тонн. Существенно нарастили объемы отгрузок и малые порты, не завязанные на крупные контракты – Таганрогский, Азовский, Ейский, Ростовский.
Снижение объемов экспорта зерновых неминуемо скажется на благополучии терминалов, специализирующихся на перевалке этого вида груза. Эксперты расходятся во мнении, кто больше потеряет в объемах: большие порты или малые.
По мнению исполнительного директора центра «СовЭкон» Андрея Сизова, даже долгосрочные контракты с крупными зернотрейдерами вряд ли позволят сохранить Новороссийску перевалку на уровне прошлого года. А вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут считает, что «объемы перевалки зерна снизятся прежде всего в мелких портах Азовского бассейна, поскольку основным контрагентом остается Египет, а он закупается как раз на глубокой воде».
НОВЫЕ ИГРОКИ НА РЫНКЕ
Между тем на рынок выходит новый игрок – компания «Союз трейдинг», «дочка» Группы «Сумма» олигарха Зиявудина Магомедова, владеющая оператором связи «Сумма телеком», Якутской топливно-энергетической компанией, а также контрольным пакетом акций (совместно с АК «Транснефть») «Новороссийским морским торговым портом». «Союз трейдинг» получил аккредитацию для участия в тендерах, проводимых компанией GASC – государственным трейдером Египта (является одним из крупнейших мировых импортеров зерна), и уже выиграл первый в этом сельскохозяйственном сезоне тендер на поставку в Египет 60 тыс. тонн пшеницы. Еще столько же GASC покупает примерно на таких же условиях у мирового трейдера – швейцарской компании Glencore.
Группа «Сумма» развивает большую активность на экспортном рынке зерна и играет по-крупному, добившись покупки половины акций ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК).
Государственная корпорация ОЗК создана Правительством РФ в 2009 году на основе УП «Федеральное агентство по регулированию продрынка» с целью реализации потенциала России в экспорте зерна на мировой рынок. В качестве вклада в уставный капитал ОЗК Правительством РФ были переданы пакеты акций 31 предприятия. Мощности по перевалке к 2015 году составят 6,5 млн тонн в год. ОЗК включена в план приватизации на 2012 год, а полная продажа ее государством предполагается к 2017 году. Согласно президентскому указу об увеличении уставного капитала ОЗК за счет дополнительной эмиссии, в конце июля госкорпорация осуществила дополнительный выпуск акций, после которого доля государства в уставном капитале ОАО «ОЗК» сохранится в размере 50% плюс 1 акция.
За вторую половину актива и разгорелась война инвесторов. Заявки на участие в тендере подали ГК «Русагро» сенатора Вадима Мошковича, агрохолдинг «Кубань» (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски), Группа «Сумма», швейцарский зернотрейдер Louis Dreyfus, АФК «Система», «Био-Тон» и «Нефтегазиндустрия».
К финалу была допущена «Сумма», которая оценила госпакет в 5,951 млрд рублей, и Группа компаний «Русагро», предложившая 5,725 млрд рублей. Последняя не прошла конкурс под предлогом, что в последние годы работала на внутреннем рынке, а не занималась экспортом. У «Суммы» же, ставшей в итоге обладательницей 50% минус 1 акция ОЗК, в наличии имеется экспортная инфраструктура и соответствующий опыт по ее развитию, что решило дело в пользу «Суммы».
«Базовый элемент» не смог смириться с проигрышем и подал жалобы. По мнению представителей компании, именно сосредоточение в одних руках портовых мощностей грозит монополизацией экспортных поставок зерна. Однако не помогло ни обращение к первому заместителю председателя Правительства РФ, ни письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой рассмотреть ситуацию вокруг продажи ОЗК. Напротив, за «Сумму» в качестве стратегического инвестора ОЗК вступилась Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП). Президент НАЭСП Сергей Балан назвал обращения «Базового элемента» «не более чем попыткой оправдаться перед своим партнером Glencore (крупнейший зернотрейдер) за проигрыш в тендере». (В деловых СМИ неоднократно проходила информация, что агрохолдинг «Кубань», выступающий в данном конкурсе от имени «Базового элемента», действует в интересах Glencore, хотя «Базовый элемент» и опровергал эту информацию).
ФАС, как и следовало ожидать, не усмотрела признаков нарушения закона о конкуренции и разрешила выпуск акций в пользу «Суммы», предписав, однако, «Сумме» не уменьшать мощности по хранению и перевалке сельхозпродукции на экспорт и не чинить препятствий другим участникам рынка, желающим воспользоваться этими мощностями.
Помогут ли эти предписания сохранить имеющуюся конкурентную среду на рынке или действительно данная сделка, как рисует будущее компания «Базовый элемент», «приведет к торможению развития системы элеваторов и мощностей по хранению зерна, ухудшению качества и эффективности регулирования зернового рынка из-за отсутствия у такого инвестора необходимых опыта и знаний» – неизвестно.
Ясно одно, что приватизация ОЗК проходит по старой отработанной схеме передела собственности в России: консолидация активов в госкомпанию или госкорпорацию – финансовые вливания в нее государственных средств – «передача» по низкому курсу долей в «надежные» руки.
Но все же для зернового рынка угроза монополизации перевалочных мощностей в российских портах является актуальным вопросом. Учитывая, что «Сумма» контролирует перевалку на крупнейших зерновых терминалах в Новороссийске, а еще прошлой осенью договорилась с ОЗК о совместном строительстве зернового терминала мощностью 5 млн тонн в год в северной части порта Восточный, очевидно, для таких опасений и у зернового бизнеса есть почва.