В последние месяцы "Укрзализныця" не устает экспериментировать на ниве грузовых перевозок - и речь не только о повышении тарифов и намерении внедрить их автоматическую индексацию. С начала года компания начала сдавать в аренду свои вагоны через ProZorro, затем появилась идея гарантированных перевозок грузов, в частности зерновых. Этот проект вызвал бурные дискуссии на рынке, поскольку УЗ, фактически, решила подать под соусом "пилотного проекта" услугу, которую она и так обязана предоставлять. В апреле "Укрзализныця" сообщила, что начнет удлинять тяговые плечи на наиболее грузонапряженных участках, а до того анонсировала "пилот" по организации единой схемы управления движением полувагонов различных форм собственности. Основная цель последнего - повысить эффективность использования железнодорожной инфраструктуры и предотвратить скопление большого количества вагонов на сортировочных станциях. Реализацию проекта начали в прошлом месяце и пока только на некоторых станциях регионального филиала "Одесская железная дорога", а также на станциях Кривой Рог-Главный, Ингулец и Шмаково Приднепровской железной дороги. Если эксперимент себя оправдает, не исключено, что вслед за полувагонами по такому же принципу будут управлять движением зерновозов.
Как это будет работать?
В чем же заключается суть нововведения, инициированного "Укрзализныцей"? Основное изменение в системе управления движением порожних полувагонов заключается в том, что меняется место формирования маршрута: раньше это делали на станции, ближайшей к получателю вагона, теперь же это будет станция - первая от отправителя. Все для того, чтобы разгрузить сортировочные станции, расположенные вблизи от крупных грузоотправителей, на которых сейчас наблюдается большая нагрузка по вагонам.
В компании ДТЭК на конкретном примере разъясняют, каким образом это будет реализовано на практике: "Раньше вагон (например, предназначенный для крупных потребителей Криворожской дирекции Приднепровской ж/д) выходил из порта и направлялся на станцию Кривой Рог-Сортировочный, где происходила сортировка и формирование маршрута из вагонов разных собственников. Сейчас же вагоны после выхода из порта отправляются на ближайшую сортировочную станцию от этого порта, там происходит сортировка и формирование маршрута, и потом вагоны отправляются напрямую к конкретному клиенту, минуя дополнительные остановки на станции Кривой Рог-Сортировочный, тем самым, разгружая Криворожский узел".
Меняется место формирования маршрута: раньше это делали на станции, ближайшей к получателю вагона, теперь же это будет станция - первая от отправителя.
По словам операционного директора "Укрзализныци" Вячеслава Еремина, сейчас накопление вагонов происходит на станции выгрузки или на ближайшей сортировочной станции из-за чего потребность в путях увеличивается пропорционально количеству операторов, работающих на конкретном направлении. "После того как вагоны накопились до полного поезда, их отправляют на станцию погрузки, где возникает уже другая проблема, когда два и более поезда из вагонов различных собственников, а также поезда из вагонов "Укрзализныци" в один день прибывают под погрузку и образуют очередь", - сетует Еремин. По его мнению, в результате внедрения эксперимента по управлению движением полувагонов, УЗ "сможет максимально эффективно использовать инфраструктуру на станциях зарождения пустого грузопотока и предотвратить очереди".
Отмечается, что накопление полувагонов в маршрут будет происходить из подвижного состава различных собственников. Руководить этим процессом будет "Укрзализныця".
Что думают клиенты УЗ?
В УЗ уверены, что от эксперимента должны выиграть все - и железная дорога, и операторы подвижного состава.
По мнению менеджера департамента по логистике и транспорту ДТЭК Андрея Зуйкова, такой эксперимент должен облегчить ситуацию с доставкой грузов в порты и сразу сократит сроки формирования составов грузовых поездов. "Сборные маршруты из вагонов различной собственности - более эффективная логистическая схема - маршрут идет готовый, его не надо формировать на других станциях", - отметил он.
В компании "Лемтранс" отмечают, что маршрутизация является одним из элементов повышения эффективности производственного процесса. "Поэтому мы считаем, что все эти действия направлены на снижение оборота вагонов, увеличение объемов погрузки, а также с целью не допустить простоя подвижного состава. Если мы хотим добиться эффективности, то это будет возможно благодаря совместным усилиям. Результат будет зависеть и от погрузочных предприятий, и от грузоотправителей, и собственников вагонов, и главное - от УЗ", - говорят в компании.
В "Квадро Центр", комментируя инициативу УЗ, отметили, что реализация проекта требует, чтобы вагоны участников проекта грузились в одном направлении. "Большим грузовладельцам выгодно грузить и отправлять вагоны маршрутами, а значит, порожние вагоны, в идеале, должны также ходить по маршруту. Проект возможно реализовать только, если "Укрзализныця" и вагонный оператор работают на одних маршрутах. Также это зависит от позиции грузовладельца", - поясняют в компании, добавляя, что такой проект возможен без привязки к виду вагона. А его жизнеспособность зависит от размеров парка оператора, постоянства отгрузок грузовладельца и желания перевозчика.
В УЗ, в свою очередь, отметили, что в дальнейшем, с целью повышения эффективности перевозки зерновых грузов, планируют применить такой подход и к управлению движением зерновозов.
На это Александр Мащенко, основатель проекта Zernovoz, говорит: "Получается, что не нужно играть в "пятнашки" при распределении вагонов, но для операторов это лотерея, на какой маршрут, с какой оборачиваемостью попадет вагон".
Заместитель директора по логистике компании "Дельта Вилмар" Валерий Ткачев пока сомневается в жизнеспособности такого нововведения для перевозки зерновых грузов: "Честно говоря, не знаю, как "Укрзализныця" собирается управлять движением зерновозов по данной схеме? Осуществлять обезличенное перемещение частного парка вагонов-зерновозов для формирования маршрутов... То есть у владельца не будут спрашивать, куда адресовать его вагоны под загрузку? УЗ сама это решит за вас?".
Более открытая позиция ж/д монополиста по данному вопросу, возможно, могла бы снять часть сомнений участников рынка, но в "Укрзализныце", к сожалению, не спешат делиться более детальными подробностями реализации эксперимента.
Консультант ЦТС-Консалтинг Павел Руденко также отмечает, что пока на основе имеющейся информации от УЗ сложно определить, за счет чего будет достигнута выгода для ж/д компании и ее клиентов. "Нужно понимать, хватит ли необходимых мощностей на новых точках сортировки вагонов. Если для сортировки и своевременного вывоза вагонов не будет достаточного количества локомотивов и локомотивных бригад, то ж/д система будет иметь примерно то же скопление вагонов, но уже на другой станции", - говорит эксперт, обращая внимания на корень проблемы УЗ с грузоперевозками.
Читайте также Гарантированные перевозки: Что даст новая услуга "Укрзализныци"