29 августа исполнится ровно год с того момента, когда Верховная Рада утвердила Владислава Криклия на должности министра инфраструктуры Украины. Среди нынешних руководителей министерств Криклия можно уже назвать "долгожителем" - он один из немногих, кто сохранил за собой кресло после отставки премьер-министра Алексея Гончарука и смены правительства. На долю нового состава Кабмина сразу же выпало испытание в виде эпидемии Covid-19, отразившееся на транспортном секторе едва ли не в наибольшей мере. "Можно говорить, что это оправдание. Но тотальный локдаун по всем мировым экономикам, и транспорт пострадал в первую очередь", - говорит министр. При этом, в отличие от большинства европейских стран, в Украине решили пойти по пути полной остановки пассажирских перевозок, а потому и удар получился больнее и ощутимее. Грузовые перевозки не останавливали, тем не менее "Укрзализныця" по итогам полугодия снизила грузоперевозки почти на 8% и при отсутствии четкого центра управления находится, по некоторым оценкам, в наиболее критическом состоянии за все время своего существования. При этом уже при Криклие УЗ вернулась под контроль Министерства инфраструктуры, а потому нынешнее состояние компании - это и ответственность министра. В ж/д сфере в актив можно было бы записать старт проекта по внедрению частной тяги, который Владислав Криклий объявил еще в конце прошлого года, но пока приватные локомотивы на сеть УЗ так и не вышли. Однако "Укрзализныця" уже готова подписать договор с одной из компаний, правда, информацию ни о компании, ни о выбранных участках министр не называет (хоть и говорит об открытости конкурса), и получить эту информацию в министерстве наше издание не может уже несколько месяцев.

В сфере речных перевозок объемы грузов снизились по сравнению с прошлым годом, и дело тут не только в коронакризисе, а и в состоянии шлюзов. Да и закон о ВВТ до сих пор принят только в первом чтении. Накануне президент Владимир Зеленский вновь напомнил о важности его принятия, но уже без упоминания конкретных дат, в то время как еще год назад поручал его принятие до конца прошлой осени.

Реализация распиаренного в первые месяцы работы новой команды проекта E-40 по реке также находится под вопросом, а работа с депутатским корпусом оставляет желать лучшего и в вопросе принятия многострадального проекта закона о ж/д транспорте.

Наиболее заметны позитивные изменения в дорожной отрасли, но "Большое строительство" - это имиджевый проект президента, а потому и координируется он из Офиса президента. Также нельзя не отметить положительную динамику перевалки в морских портах Украины.

При нашей прошлой встрече с министром, приуроченной к первым 100 дням его работы на должности, мы поинтересовались планами на 2020 год по каждому из направлений. 

Из 12 пунктов полностью или частично реализованными на данный момент можно считать только четыре: привлечение кредитов на строительство дорог, фото-видео фиксация, рост грузооборота в портах, подписание концессионных договоров по Ольвии и Херсону. А буквально вчера министр сообщил о старте поиска исполнителя ТЭО концессии паромной переправы в порту Черноморск, анонсировав начало концессионного конкурса уже на следующий год.

Накануне годовщины работы во главе транспортного ведомства ЦТС поговорил с Владиславом Криклием о том, что сам он называет своим главным успехом, как оценивает первый год работы на должности и какие проекты считает своими, а не предшественников.

Планы Владислава Криклия, озвучивавшиеся на 2020 год

Железная дорога: принятие закона, частная тяга, проект по хендлингу

Автомобильные дороги: привлечение кредитов, фото-видео фиксация, автоматический габаритно-весовой контроль без контроля инспекторов

Река: проект Е-40

Порты: рост грузооборота, подписание концессионных договоров по Ольвии и Херсону, старт по трем-четырем новым проектам

Авиация: старт концессии по нескольким региональным аэропортам, ликвидация НДС для внутренних перелетов 

Какую оценку вы бы себе поставили за этот год? 

Оценка хорошая, потому что оценивается не только работа министра, а в целом всей команды. Есть обстоятельства, которые нам помешали показать лучшие результаты. В первую очередь - это коронавирус и карантинные меры. Можно говорить, что это оправдание. Но тотальный локдаун по всем мировым экономикам, и транспорт пострадал в первую очередь. Три с половиной месяца мы занимались тем, что к нулю приводили всю мобильность населения. Наша задача была, чтобы ничего не ехало, не летало, не перевозилось. И поэтому, если до января у нас все показатели росли, даже "Укрзализныци", то с марта все развернулось в противоположную сторону. Сейчас мы восстанавливаемся.  

Когда вы приходили на должность министра, наверняка, у вас были свои ожидания от этой работы. Какие из них оправдались, а какие нет? 

Мне казалось, что получится собрать людей быстрее. Хотелось, чтобы они были из коммерции и с новыми взглядами. Мы их собрали, но по крупицам. Для примера, я только сейчас нашел заместителя по цифровой трансформации. Это бывший ИТ-директор "Vodafone Украина" и АО "Укргазвыдобування" Анатолий Климашевский. 

Ситуация с короновирусом, внутриполитические турбулентности - все это не добавляет уверенности в завтрашнем дне и значительно повлияло на темпы преобразований в отрасли. 

У нас только законопроект о внутреннем водном транспорте на выходе и полный стоп по законопроекту о железнодорожном транспорте.

Кроме того, я ожидал, что мы сможем быстрее двигаться по ряду законопроектов. Когда я был еще кандидатом в депутаты, думал, что все евроинтеграционные законопроекты мы примем за этот год. На самом деле у нас только законопроект о внутреннем водном транспорте на выходе и полный стоп по законопроекту о железнодорожном транспорте. Я даже в какой-то степени жалею, что в самом начале запуска Верховной Рады мы отказались от варианта принять в целом пакет из 100 законопроектов. Да, какие-то ошибки наверняка потом приходилось бы исправлять, но так было бы быстрее. 

Есть ли у вас конфликт с членом транспортного комитета Александром Скичко и довольны ли вы в целом работой с комитетом? 

У меня нет с ним конфликта. Это он себе придумал конфликт. Со многими депутатами у нас хорошая работа - мы передали 30 разных законопроектов, которые сейчас обрабатываются, и, я надеюсь, что мы немного ускоримся с темпами их принятия. 

У рынка появилась позиция, которая требует внесения изменений в Конституцию. Это все прекрасно, только, я думаю, что с таким подходом мы еще не скоро получим НКРТ.

Недавно был зарегистрирован альтернативный вашему законопроект о НКРТ. Почему так получилось? 

У рынка появилась позиция, которая требует внесения изменений в Конституцию. Это все прекрасно, только, я думаю, что с таким подходом мы еще не скоро получим НКРТ. Мое мнение, что регулятор нужно запускать уже, а когда будет достаточная поддержка и количество голосов, чтобы менять это на уровне Конституции, тогда следующим этапом можно это сделать. Рынку сейчас было бы проще иметь отдельный регулирующий орган. Я считаю неправильным, что мы на себе тянем функцию тарифного регулятора. Тут не должно быть политики, должны быть простые расчеты и экономические обоснования. 

Читайте также Какой законопроект об НКРТ предлагают народные депутаты – интервью с Александром Скичко

Что вы считаете своим главным успехом? 

Главный успех - это собрать команду. Уволить одиозных товарищей, которые отравляли систему и не давали ей развиваться, запустить программу "Большой стройки", где дороги занимают 90% программы. Запустить локомотив цифровых изменений, в частности, создать единый транспортный портал и запустить электронный кабинет для автоперевозчиков и запустить две концессии - Херсон и Ольвию. 

Кроме этого мы запустили пилотный проект по частной тяге. Отобрали участки, провели открытый конкурс и отобрали шесть компаний, которые прошли по квалификационным требованиям. Одна из них полностью готова к работе, у нее есть в наличии локомотивы. "Укрзализныця" готовится к подписанию договора с ней. 

Что скажете о проблемах с "Укртрансбезпекой" и Морской администрацией?

Конечно, не везде получилось сделать, как хочется. Когда в прошлом году мы утверждали бюджет, то запрашивали финансирование на две эти организации, но нам его не дали. Это тоже наша проблема - возможно, где-то не дожали, где-то не смогли убедить. Но без бюджета сделать реформу в этих организациях невозможно. Когда средняя заработная плата у инспекторов и сотрудников Морской администрации 6-8 тыс. грн, то люди всегда будут склонны к коррупции. В этом году увеличить бюджет этих организации не получилось уже из-за коронавируса. 

Что мы предлагаем? Финансирование Морской администрации за счет административного сбора портовых сборов. "Укртрансбезпека" - часть денег со штрафов за перегрузы должна идти в специальный фонд и финансировать в том числе эту организацию. 

Кабмин утвердил перечень предприятий, который подлежат частичной приватизации. В этот список попали "Укрзализныця" и АМПУ. Вы считаете это правильным решением? 

Для этих компаний это хорошая возможность выйти на IPO, привлечь дополнительный ресурс на развитие, стать еще более публичными и открытыми. Если мы хотим, чтобы к нам заходили инвесторы, то для компаний торги на Лондонской или Варшавской биржах - это дополнительный плюс. 

В транспортной отрасли сложилась практика, когда предприятиями руководят исполняющие обязанности. Есть ли планы изменить это? 

Из крупнейших предприятий, у "Укрзализныци" скоро появится постоянный руководитель, конкурс АМПУ пока что на паузе, ждем решения вопроса с набсоветом. Точно в этом году будет конкурс. 

На ближайшем Кабмине должны утвердить нового главу "Укрзализныци". Вы довольны выбором?

В целом, те фамилии, которые обсуждались в СМИ, все правильные. Никаких случайных менеджеров туда не попадало. Все шесть менеджеров, которые были в шорт-листе, - это крутые специалисты, уважаемые на рынке. Хорошо, что наконец-то мы получим постоянно действующего руководителя. 

Какие основные задачи вы поставили перед руководителем АМПУ Александром Голодницким? 

Сейчас занимается двумя основными вопросами: порядок компенсации инвестиций (надеюсь, что в ближайшее время он уже будет принят на Кабмине) и Методика портовых сборов. 

Когда вы пришли на должность министра, то обещали устроить в портах "кадровый джихад". На сегодня вы довольны работой руководителей портов? Кого из менеджеров можете выделить? 

Порты - это моя любимая тема. Если где-то еще можно говорить, что мы не доработали, я с этим согласен, потому что менее, чем за год и с учетом тех вызовов, которые есть сейчас, я не думаю, что кто-то смог бы сделать это быстрее. В портах на сегодня на 90% все отлично. Одесский порт стал прибыльный, после того, как мы убрали оттуда товарищей почтальонов. Хороший результат у Южного порта - более, чем на 60% прирост перевалки в этом году. Мы забрали туда хорошего менеджера Александра Олейника, который ранее возглавлял Мариупольский порт (По имеющейся информации, 19 августа КМУ принял проект распоряжения о согласовании врио директора ГП МТП Южный Сергея Ковшара. - ЦТС). И самое главное, что по филиалам АМПУ тоже назначены хорошие менеджеры. Я редко слышу от рынка замечания. 

В портах на сегодня на 90% все отлично.

Ранее в интервью ЦТС вы говорили о планах сделать проект по хендлингу с "Укрзализныцей". Вы отказались от этой идеи? 

Проект по хендлингу завис потому что у нас авиация немного остановилась, но кроме этого, я считаю, что у нас пассажирская компания не совестно подошла к этому вопросу. Текущая команда не занимается должным образом клиентоориентированными сервисами "Укрзализныци". Надеюсь, что с приходом нового руководителя они этому блоку уделят должное внимание и там тоже появится сильная команда. 

Финансовые планы госпредприятий по-прежнему утверждаются в лучшем случае в середине года. Почему так происходит и можете ли вы на это повлиять? 

Безусловно, финансовый план на следующий год должен утверждаться в году текущем. Но согласовывает их не только Мининфраструктуры, но и Министерство финансов, которое каждый раз требует показать больше доходов. 

Назовите проекты, которые начали непосредственно вы? 

Частная тяга, создание НКРТ, законопроекты, которые уже прошли чтения - внутренние водные пути. На приватизацию подготовили и передаем на Фонд госимущества три порта, Большая окружная, Киев-сити проект (киевская скоростная электричка), транспортный портал, программа по безопасности дорожного движения - фото- и видеофиксация (до конца года установим еще 200 камер), сейчас в процессе центр обработки данных перегруза, смарт-тикет, аэропорт Днепр (осенью уже начинаются подготовительные работы), кроме того в конце августа - начале сентября еще по двум аэропортам будут хорошие кейсы. И это начали мы и никто не скажет, что мы только продолжаем дела предыдущих. 

Что планирует на следующий год? 

Мы провели работу с Мировым банком и Международной финансовой корпорацией, и у нас уже готов целый пакет следующих концессионных проектов, которые касаются и портов, и аэропортов, железнодорожных вокзалов и автодорог. Они будут анонсированы в этом году. 

Что касается портов, то мы видим, что частный собственник более гибок. Госпредприятие всегда ограничено как минимум согласованием финансовых планов, которые очень долго гуляют в кабинетах. В связи с этим модель, которую мы выбрали по концессиям, - правильная. Сейчас мы готовим концессию еще двух объектов, один из них - Черноморская переправа. Также готовится три порта к приватизации - Белгород-Днестровский, Скадовский и Усть-Дунайск. 

Разделение "Укрзализныци" по тем блокам, как это предусмотрено законом. И на этот и на следующий год у нас запланировано строительство сортировочных центров для "Укрпошты". Будем реализовывать эти проекты с поддержкой МФО. Плюс - за следующий год обеспечить мобильным отделениями всю Украину. И надеемся, что поддержат наш законопроект во втором чтении, и "Укрпошта" сможет предоставлять финансовые услуги. 

Единая информационная система всей транспортной отрасли - это наша задача до конца года. Тогда у нас будет площадка, где моряк, перевозчик, авиатор и т.д. будет получать все необходимые административные услуги в одном месте с четкими дедлайнами и без влияния человеческого фактора. 

Читайте также Кто крайний? Как сейчас управляют "Укрзализныцей"