В мае Министерство инфраструктуры Украины опубликовало на своем сайте проект закона, который предполагает создание Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере транспорта. Бизнес отнесся к проекту документа сдержанно, в первую очередь из-за сомнительной независимости органа, а также источников его финансирования. В конце июня профильное министерство обнародовало обновленный вариант законопроекта.
Как альтернатива, в конце июля, в Верховной Раде группой депутатов был зарегистрирован законопроект об НКРТ №3927. Александр Скичко, член транспортного комитета парламента, глава подкомитета по вопросам ж/д транспорта, говорит, что при его разработке постарались учесть все замечания бизнеса, и уже с сентября над документом начнется работа в комитете.
Как будет финансироваться НКРТ, кто войдет в состав комиссии и можно ли рассчитывать на то, что законопроект будет вынесен в зал еще в этом году, Александр Скичко рассказал в интервью ЦТС.
В чем состоит необходимость создания нового органа?
Вопрос тарифов на услуги государственных компаний возникает каждый год. Госпредприятия говорят, что они убыточны и не могут выполнять программу капитальных инвестиций, поэтому тарифы нужно повышать. Но обоснованность повышения тех или иных тарифов не всегда справедлива. Очень часто государственная монополия путем повышения тарифов перекладывает свои проблемы на бизнес. Это хорошо видно на примере "Укрзализныци": в период 2016-2019 гг. доход компании от грузовых перевозок рос, при этом объемы перевозок оставались на том же уровне, а в некоторые годы - даже сокращались. То есть доход получается за счет бизнеса и поднятия тарифов. Вследствие, страдают предприятия, которые ориентированы на экспорт: аграрии, металлурги и т.д. Вопрос создания НКРТ назревал уже давно. Более того, в законопроекте о железнодорожном транспорте уже прописано, что тарифы устанавливает независимая комиссия.
Какая, по вашему мнению, модель регулирования тарифов должна быть в Украине? Изучали ли вы иностранный опыт?
Модель независимого регулятора - правильная. По моей информации, такая же есть в некоторые странах ЕС. Более того, Договором об ассоциации с ЕС предусмотрена интеграция транспортной отрасли Украины в европейское транспортное пространство и, соответственно, имплементация Украиной соответствующей нормативно-правовой базы ЕС, а именно - Регламента 1370/2007 и Директив 2012/34, 91/440, 2001/14. Существующий порядок образования тарифов у нас не вписывается в требования этих нормативных актов.
Какие функции будет выполнять НКРТ?
Основная функция - регулирование тарифов естественных монополий. При этом, смежных рынков это касаться не будет - влияние государства должно быть минимальным.
В чем преимущество законопроекта №3927 перед тем законопроектом, который продвигает МИУ? В частности, к министерскому законопроекту у бизнеса есть целый ряд замечаний: вопрос независимости регулятора, финансирование, назначение членов конкурсной комиссии и т.д. Как в законопроекте №3927 урегулированы эти вопросы?
В нашем законопроекте этот орган является абсолютно независимым. Финансироваться он будет за счет отчисления 0,1% чистого дохода естественных монополий. Насколько я знаю, в министерском законопроекте предлагалось, чтобы НКРТ финансировалась за счет бизнеса. Но, с моей точки зрения, это не честно, так как рынок уже заплатил государственной монополии, когда повез товар. НКРТ - это как государственный орган, то есть он должен содержаться либо за счет бюджета, либо за счет естественных монополий. Но так как у нас госбюджет не резиновый, то мы остановились на варианте естественных монополий.
В министерском законопроекте предлагалось, чтобы НКРТ финансировалась за счет бизнеса. Но, с моей точки зрения, это не честно, так как рынок уже заплатил государственной монополии, когда повез товар.
Что касается формирования конкурсной комиссии, мы постарались сделать ее максимально сбалансированной: один человек от президента, три - от Верховной Рады, один - от Министерства инфраструктуры, один - от Государственной регуляторной службы, один - от Антимонопольного комитета и два - от общественности, из которых один от Федерации работодателей транспорта и один от профильных ассоциаций. Такой сбалансированный подход - самый правильный, потому что комиссия будет устанавливать тариф для всего бизнеса, что в итоге будет оказывать сильное влияние на всю транспортную отрасль.
Кроме того, мы прописали в законопроекте так называемый "предохранитель" в виде вето Кабинета министров на решения НКРТ. В случае, если члены комиссии будут действовать в интересах отдельного игрока или установят заниженные тарифы, что скажется на доходах госкомпании, Кабинет министров может остановить это решение.
Обсуждался ли уже законопроект с бизнесом?
Мы зарегистрировали законопроект и разослали его всем возможным стейкхолдерам. С сентября начнем работать в комитетах Верховной Рады. На данный момент бизнес изучает документ и собирает все замечания, которые будут. Но, подавая этот законопроект, мы базировались на тех замечаниях, которые уже были поданы к министерскому законопроекту. Все те претензии (это порядка 10 листов замечаний) мы обработали и учли около 95% из них.
Мы базировались на тех замечаниях, которые уже были поданы к министерскому законопроекту. Обработали и учли около 95% из них.
Когда вы рассчитываете на принятие закона?
Все будет зависеть от того, кто будет включаться в процесс торможения этого процесса, потому что в какие-то законопроекты добавляют 100 правок, а в какие-то - пять тысяч.
Мне бы хотелось, чтобы он появился в первом чтении уже в этом году, конечно. Но это очень непредсказуемый процесс по многим причинам. Сейчас нам нужно пройти несколько основных этапов: обсуждение с бизнесом и основными стейкхолдерами, и обсуждение в комитете. Далее очень важно, чтобы этот процесс тоже не затягивался и документ был вынесен в зал, потому что есть законопроекты, которые прошли комитеты, но почему что не доходят до голосования.
Есть ли поддержка этого документа со стороны депутатов?
В целом, есть поддержка транспортного комитета, потому что основная часть подписантов - это непосредственно люди из транспортного комитета. Есть подписанты из разных политических партий, что тоже приятно, потому что это означает консолидацию сил для развития отрасли, а не каких-то политических баталий.
Однозначный плюс этого законопроекта в том, что он не так политизирован, как, например, законопроект о рынке земли или азартных играх. А значит, будет меньше спекуляций и больше плодотворной работы, чтобы в итоге принять документ, который действительно будет работать.
Читайте также Зависимое регулирование: Пять причин почему бизнес не поддерживает законопроект о НКРТ