Бизнес уже давно говорит о необходимости создания независимого органа, который будет регулировать тарифообразование на транспорте. Главная цель - создать условия внутри государства, при которых товары украинского производства смогут достойно конкурировать на международных рынках путем установления объективных, экономически обоснованных тарифов на услуги в сфере транспорта, предоставляемые субъектами природных монополий внутри страны.
Попытки предпринимались еще в 2012-2013 гг., однако так и не увенчались успехом. В ноябре 2014 года тема создания НКРТ была включена в коалиционное соглашение. "У нас была задача отделить тарифообразование от железной дороги", - отмечал тогдашний министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Отдельный законопроект, предусматривающий создание НКРТ, в декабре 2015 года, после одобрения Кабинетом министров, был передан на рассмотрение Верховной Рады. Однако до его утверждения дело не дошло. После того как министром стал Владимир Омелян, вопрос о создании независимого регулятора снова оказался на повестке дня. Омелян говорил, что принятие ключевых для отрасли законопроектов, в том числе по НКРТ, является для него приоритетом. На голосование за закон тогдашний министр рассчитывал осенью 2016 года, но, как мы видим, его планы также не увенчались успехом.
Уже прошло более 9 месяцев с начала работы Верховной Рады Украины IX созыва, но рынок так и не видит новый законопроект по НКРТ, необходимость в котором уже перезрела. Комитет по вопросам транспорта и инфраструктуры, под руководством Юрия Киселя, бездействует и не предпринимает конкретных шагов в активизации этого вопроса.
Что касается проекта закона, опубликованного Министерством инфраструктуры в мае этого года, он практически идентичен законопроекту № 2699 "О НКРТ", который подавался предыдущим составом Кабинета министров в декабре прошлого года. Как тогда, так и сейчас, бизнес настаивает на его серьезной доработке, в частности, в вопросе независимости комиссии.
Что же не так с новым законопроектом и какие претензии, кроме сомнительной независимости, есть у рынка?
Независимый статус и публичность регулятора
Основная претензия бизнеса в том, что проектом закона заложены механизмы, которые ставят под сомнение обеспечение независимости НКРТ. В частности, предлагается крайне непрозрачная схема отбора кандидатов в члены Конкурсной комиссии. Пятерых из семи членов комиссии определяет Кабинет министров и исключительно по представлению Мининфраструктуры.
В Европейской бизнес ассоциации также отмечают, что настаивают на независимом статусе НКРТ, как органа, который должен объективно и непредвзято формировать тарифную политику субъектов естественных монополий. "Если независимости нет, то и необходимость в создании регулятора отпадает, поскольку создавать в дополнение к МИУ еще одно "министерство" с аналогичным механизмом принятия решений и подконтрольностью КМУ, бизнесу не нужно", - отмечает Ольга Копейка, со-глава Логистического комитета ЕБА. Поэтому бизнес предлагает включить в формирование комиссии не только МИУ, но и Верховную Раду, Государственную регуляторную службу, Антимонопольный комитет, профильные и общественные организации. "Это уже был бы неплохой плацдарм для независимости", - говорит Копейка.
Необходимо предусмотреть публичность регулятора и открытость его деятельности. Регулятор должен быть подотчетен Верховной Раде Украины. Регулятор должен подавать в парламент отчет о своей деятельности и выполнении задач государственного регулирования в сфере транспорта, отчет об использовании средств за предыдущий год.
Размытые полномочия
Проектом закона предусматривается осуществление государственного регулирования, мониторинга и контроля, в том числе за формированием тарифов/сборов/плат, за деятельностью как субъектов естественных монополий в сфере транспорта, так и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках в сфере транспорта. "Регулятор будет устанавливать тарифы и осуществлять государственное регулирование услуг субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках. Такой подход в новой редакции законопроекту пытаются замаскировать через термин "субъекты регулирования", включающий как субъектов естественных монополий, так и субъектов на смежных рынках", - говорят в компании "Нибулон".
В ЕБА на этот счет отмечают, что цель регулятора - навести порядок (регулировать) монопольные рынки, а не вмешиваться в конкурентные рынки, где функционирует рыночная экономика. "Текст законопроекта предусматривает регулирование НКРТ цен и тарифов для смежных отраслей, таких как перевозки грузов, пассажиров ж/д, морским, речным, воздушным транспортом. В чем заключается логика, целесообразность таких попыток - не понятно. Опять же, перечень услуг, которые будут подлежать регулированию, должен быть определен законом, как это требуется на сегодня. Законопроект же предлагает определять перечень таких услуг подзаконными актами", - рассказывает Ольга Копейка.
Финансовая нагрузка
Финансирование НКРТ предлагается осуществлять не только за счет естественных монополий, но и других участников рынка - субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках в сфере транспорта. В ЕБА считают, что потенциально это может стать дополнительной финансовой нагрузкой для бизнеса. В свою очередь, это может повлечь за собой увеличение стоимости услуг таких компаний и дальнейшее снижение конкурентоспособности украинских товаров/услуг на мировых рынках.
Портовые сборы
Проект закона должным образом не устанавливает полномочия НКРТ, которые касаются регулирования тарифов на услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, а также контроля за целевым использованием средств от портовых сборов. Проект закона говорит о том, что комиссия должна регулировать тарифы на специализированные услуги в портах, в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом министров. К ним относятся: лоцманская проводка, регулирование движения судов, обеспечение проведения ледокольных работ, обеспечение доступа портового оператора к причалу. То есть, услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, в этот список не включены.
Бизнес придерживается мнения, что НКРТ должна регулировать не только тарифы на специализированные услуги, но и портовые сборы. "Большие ожидания от будущей деятельности НКРТ ЕВА связывало именно с пересмотром действующих тарифов на портовые сборы, с разработкой методики портовых сборов. Но надлежащим образом законопроект не регулирует как раз данный вопрос, что тоже необходимо дорабатывать", - отмечает Ольга Копейка.
Подытоживая, стоит отметить, что создание НКРТ наконец-то может сдвинуться с мертвой точки. Однако бизнес всегда просил о независимом регуляторе для гарантии конкурентоспособности логистики, а не об очередном центральном органе исполнительной власти. Принятие законопроекта может действительно стать победой, как для текущего состава транспортного комитета Верховной Рады, возглавляемого Юрием Киселем, так и для всей отрасли. Но только при условии качественной совместной работы депутатского корпуса и рынка.
Читайте также Что не так с законом о внутреннем водном транспорте? Семь замечаний от бизнеса
Заглавное фото - Магистраль