Сегодня, 6 декабря, ровно 100 дней с момента утверждения состава Кабинета министров Гончарука. Накануне ЦТС встретился с министром инфраструктуры Владиславом Криклием, чтобы поговорить о первых результатах работы и обсудить "болевые точки" каждой из вверенных ему отраслей. Правда, в последние дни ситуация вокруг "Укрзализныци" сместила на себя акценты, поэтому интервью получилось в первую очередь об этом. 

Вечером перед нашим с министром интервью глава "Укрзализныци" Евгений Кравцов пишет пост о том, что эра назначений и снятий через Facebook или телефонные звонки прошла и его возможное увольнение - это компетенция набсовета УЗ. Предлагает организовать внеочередной отчет топ-менеджмента и говорит, что готов будет к любым решениям. 

Через час министр также пишет пост, в котором говорит, что Евгений Кравцов уведомил его о том, что попросил набсовет УЗ собраться на следующей неделе для рассмотрения результатов деятельности правления компании и вопроса его (Кравцова) освобождения. 

Похоже на публичное выяснение отношений. Но министр говорит, что это не так: "Абсолютно никакой ссоры. Мы все - большая инфраструктурная семья, кто бы какие решения не принимал. И к кому бы какие замечания по работе не высказывались".

Объясняет ситуацию следующим образом: Все просто - проблема с профсоюзами давно обсуждалась (в середине ноября профсоюзы железнодорожников митинговали под Офисом президента и УЗ. - ЦТС). Потом Кравцов сказал: "Я подумал-подумал, мне это все не нравится, наверное, буду уходить".

Я говорю: "Хорошо, вноси тогда какую-то ясность в эти вещи".

Он пишет пост на тему философствования ни о чем. Я ему говорю: "О чем пост?".

Он говорит: "О том, что я ухожу".

Говорю ему: "Я, как человек, знающий ситуацию изнутри, не понял из этого поста того, что ты уходишь". Скорее, я сделал из него вывод, что он хочет воевать на белом коне один против всех. 

Что дальше? Набсовет на следующей неделе. Там будут рассматривать результаты. МИУ со своей стороны даст информацию, которая у нас есть. Для примера, мы знаем, что берут деньги за подачу вагонов. Это можно называть низовой коррупцией, но почему на это никак не реагируют в течение продолжительного времени, в том числе первое лицо компании? Это вопрос. Вопрос, на который у меня пока нет ответов. Я верю, что в пригородных перевозках кто-то берет 10 грн за безбилетника, что проводник может продать две печеньки за дополнительную плату… Я даже верю, что машинисты, недовольные своей заработной платой, могут слить топливо и глава компании об этом не знает. Но такие системные вещи, как коррупция за подачу вагонов без поддержки руководства не решаются. Значит, либо у руководства нет воли менять средний менеджмент, который за эти вещи отвечает, либо… Сделайте выводы сами… 

Кто возглавит УЗ? Будет конкурс. Хотелось бы, чтобы это был менеджер с опытом кризис-управления, потому что в "Укрзализныце" сейчас предкризисная ситуация и, несмотря на то, что финансовые рейтинги у них улучшились, необходимо менять подходы, и делать это быстрее, так как УЗ медленно останавливается. 

Должен ли это быть железнодорожник? И да и нет. Это то же, что говорить, что тут, на моем месте, должен быть глубокий транспортник. Ни я, ни Омелян, ни Пивоварский… никто не был глубоким транспортником. И все работало.  И будет только лучше.  

Да, в команде главы компании точно должны быть железнодорожники. Но менеджер - это тот, кто из тех решений, которые тебе предлагают профессионалы, в том числе железнодорожники, может принимать самые правильные. И это не обязательно должен быть резидент, могут быть и экспаты. Но проблема в том, что экспаты не знают наших проблем, поэтому превращаются в красивый, суперграмотный фасад. Поэтому, если на высшем и среднем уровне нет людей, которые понимают кто есть кто, то это превращается в большую проблему. 

Читайте также Вопрос на миллиард: Что с финансами "Укрзализныци"?

Частная тяга 

Была новость от Министерства о том, что эксперимент с частной тягой уже запущен. Можете объяснить, что это значит? Никто из желающих компаний не заявлял, что их локомотивы уже вышли на пути УЗ. 

На Кабмине принято постановление, которое разрешает допуск частной тяги. Теперь все будет законно. Когда у меня спрашивают: какие риски? - я говорю, что рисков нет, потому что, если мы не будем искать какие-то новые решения и новые подходы, железная дорога остановится. 

Компаниям, которые хотят сделать для себя монопольную ветку, я сразу говорю - нет... "Не для тебе мама квітку ростила".

До конца года хотим сделать этот проект. Это наша цель. В идеале будет несколько участков и несколько компаний. Тем компаниям, которые хотят сделать для себя монопольную ветку, я сразу говорю - нет.  Это как в поговорке: "Не для тебе мама квітку ростила". Я говорю сейчас о стратегической инфраструктуре, которая является собственностью государства.

Недавно Евгений Кравцов сообщил о строительстве за год евроколеи от Львова до польской границы. Насколько это реальный проект? 

Проект евроколеи реальный, он интересный. Мы хотим развивать мультимодальность в этом переходе. Потенциально, можем даже говорить о том, чтобы это был какой-то доступный кредитный ресурс с польской стороны, так как они в нем тоже заинтересованы. Можно будет сделать грузоперевозки - сразу “перекидывать” на евроколею и ехать хоть в Испанию. Таким образом сможем расширить географию логистики через железную дорогу. 

Есть ли уже понимание, какие локомотивы (электровозы) будет закупать железная дорога? 

Я не могу выбирать, какие это будут локомотивы. Зависит от того, кто даст лучшие условия. Пока что это были китайцы. Но, судить сможем, когда придут с конкретными предложениями по цене, кредиту, локализации… Все это нужно рассматривать в комплексе. Но, наверняка, это будет кто-то из крупных. Сейчас общаемся с General Electric, Stadler, Alstom, СRRC. 

КВСЗ жаловался, что вы не хотите с ними встречаться. Это так? 

Неправда. Они хотели, чтобы я урегулировал их вопрос с УЗ, но я не считаю правильным лезть в это дело. Сорри, я не хочу потом ходить на допросы и за это отвечать. Я “соломоновым решением” в данном случае не хочу выступать, потому что потом это может очень неоднозначно трактоваться. КВСЗ грех жаловаться. Все, кто бы не заходил на локализацию, выбирают их в качестве партнеров. И тут я на самом деле вижу некую монополию. Но пусть с этим разбираемся АМКУ. 

100 дней

Первые 100 дней. Оцените свою работу в баллах от 1 до 5. 

Четыре.

На сколько вы уже транспортник? Оцените от 1 до 5. 

Один. Я начинающий транспортник. Бейджик нужно заслужить. Я менеджер. Как я недавно говорил, мы кабминовский стартап, и мы не имеем права на провалы. 

Какая из отраслей больше нравится? 

Могу сказать, что мне не нравится… Я вот с вами общаюсь, а мне лететь на самолете, а у меня маленькая аэрофобия. 

Как часто видитесь с президентом? 

По ситуации.

Он больше ругает или хвалит? 

Он конструктивный. Чаще задает вопросы и ищем решение. По ряду вопросов у нас есть вызовы государственного значения. В инфраструктурной теме он хорошо разбирается и считает ее важной. 

У вас уже есть враги? 

Наверняка. Но, так чтобы кто-то пришел и бросил перчатку в стиле Дантеса - такого не было, звонков с угрозами - тоже. Меня защищает то, что я не воюю адресно против кого-то. Мы меняем правила для всего рынка.  

Вам нравится эта работа? 

Все в таком режиме, что даже не было времени осмыслить, чего я ожидал, так ли это должно было происходить. Могу сказать точно, что мне не нравится - мне не нравится бездействовать. Поэтому большие, сложные проекты - это для меня всегда челленджи. 

Что вам удалось сделать?  

Инфраструктура - это не быстрые проекты. Но самое ключевое, что нам удалось показать: во-первых - договорняков не будет; во-вторых -  все кумовство, расстановки и т.д. - этого не будет; третье - наладить коммуникацию с людьми. 

А если говорить более предметно? 

Такие вещи как частная тяга, использование золошлаков при строительстве дорог, дорога Запорожье-Мариуполь, которую мы построили за 68 дней, пункты пропуска “Чонгар” и “Каланчак”, привлечение 1 млрд 200 млн евро от МФО на ремонт украинских дорог, тендер на Запорожский мост. 

Какая отрасль находится в наилучшем и наихудшем состоянии? 

В лучшем - та, которой практически нет - речные перевозки (шутит. - ЦТС). В наихудшем - железная дорога. Несмотря на оптимистичные финансовые результаты, там наибольшие коррупционные жалобы и горячие точки. 

Еще до вступления в должность министра вы были очень оптимистично настроены по поводу принятия законов, в частности по внутреннему водному транспорту и железной дороге. Но, видимо, они не будут приняты в этом году… 

Я сейчас тоже вижу, что, к сожалению, мы не успеем.  По железной дороге не в последнюю очередь это все затянулось из-за того, что у депутатов есть вопросы к действующему менеджменту УЗ.

Планы на 2020-й

Какие планы на следующий год? 

Я точно хочу, чтобы у нас в следующем году все аренды и продажи проходили ProZorro. Например, по авиации хочу, чтобы в аэропорт Борисполь зашел McDonalds. А они заходят только тогда, когда все супер прозрачно. Кроме того, изучаем возможности старта концессии по четырем региональным аэропортам. В следующем году каким-то из них дадим старт. Упростим механизм получения квот и направлений, чтобы как можно больше компаний заходило. С помощью ликвидации НДС хотим увеличить мобильность населения по авиации. 

Хочу, чтобы в аэропорт Борисполь зашел McDonalds. 

Порты - рост грузооборота, подписание концессионных договоров по Ольвии и Херсону, плюс старт по трем-четырем новым проектам. 

Река - готовимся к большой стройке. Ударили по рукам с Беларусью и договорились, что они тоже смогут выходить по Днепру в Черное море. Е40 - это реальный проект. И когда мы дадим ему старт, ожидаем роста речных перевозок на 50%. Сейчас это немногим больше 10 млн т в год, на следующий год выйдем на цифру 15 млн т. 

Дороги - активно работаем над привлечением кредитов на строительство и ремонт дорог. На этот год на 1,2 млрд евро подписано уже кредитных соглашений, с помощью которых мы сможем строить больше и быстрее. Мы на этом не останавливаемся. Проводим переговоры с ЕБРР и хотим, чтобы кредиты брали и местные власти, чтобы дороги строились активнее. Плюс запустим фото-видео фиксацию. В следующем году автоматический габаритно-весовой контроль полноценно заработает и инспектора уже не на дорогах будут кого-то устрашать, а все будет происходить дистанционно. 

Железная дорога - перезагрузка. Нужно чуть освежиться от этого негатива. Готовимся к принятию закона, частной тяге. Хотим запустить пилотный проект по хендлингу, чтобы ваш чемодан с поезда мог сразу добираться до конечной точки, куда вы путешествуете на самолете. 

Кадры 

Вы довольны своей командой?  

Уже да. 

Это после увольнения Александры Клитиной? 

После.

Не жалко? 

Люди сами делают свой выбор. Нужно понимать, что мы в ответе за свои решения. Вот человек сделал серию неправильных решений, начиная с конфликтов в команде, которые я не выносил из избы…  Правильное решение было поставить точку, а не запятую. 

За что будут отвечать заместители министра, которых вы назначили? 

Дмитрий Абрамович - первый заместитель, опытный бюрократ, в хорошем смысле этого слова. Будет отвечать за железную дорогу и "Укрпошту", потому что у нас пока что вакантная позиция заместителя, который должен отвечать за диджитал решения, киберзащиту и почтовые услуги.

Олег Ющенко будет отвечать за все вопросы, связанные с государственно-частным партнерством, из сфер - за авиацию. Наталья Форсюк отвечает за дороги и безопасность движения.

Еще решу, какой из больших блоков лучше оставить себе - море или железную дорогу.

Море пока оставляю за собой. Хотя на самом деле еще решу, какой из больших блоков лучше оставить себе - море или железную дорогу (Министр говорит, что еще не решил, какой из больших блоков оставить за собой - море или железную дорогу. Хотя подсознательно, кажется, он уже определился - об этом можно судить по носкам с изображением бумажных корабликов. - ЦТС). 

Ходят слухи о возможных изменениях в руководстве АМПУ... Можете подтвердить? 

Мы хотим закончить эпоху и. о. и действительно планируем конкурс. Начнем еще в этом году - зачем оттягивать? Претенденты? Без понятия, кто это может быть. Я надеюсь, что их будет как можно больше, чтобы было из кого выбирать.

Читайте также Владислав Криклий: "Полная приватизация "Укрзализныци" сейчас безрассудна"