В начале этого лета стало известно, что два крупных российских железнодорожных оператора – ЗАО «Русагротранс» (РАТ) и группа компаний Rail Garant – договорились об объединении активов. К этому времени стороны пришли к согласию по основным параметрам сделки, и сейчас процесс переговоров находится на завершающей стадии. Поэтому, скорее всего, официально о слиянии компаний будет объявлено еще до конца августа.

Согласно предварительным данным, единая компания будет сформирована на паритетных началах, то есть – ее уставный фонд РАТ и Rail Garant разделят между собой поровну. При этом эксперты не исключают, что в числе акционеров создаваемой компании может оказаться структура, входящая в орбиту украинской группы «Приват».

Расширение номенклатуры ЗАО «Русагротранс» было создано в 2008 году в рамках третьего этапа реформы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). С декабря прошлого года единственным акционером ЗАО «РАТ» является ООО «РусТрансКом» (РТК). РАТ специализируется на транспортировке зерновых и масличных, шротов, сахара-сырца и других видов грузов, которые разрешено перевозить в вагонах-зерновозах. Наряду с этим компания предоставляет элеваторные услуги по приему, обработке и отгрузке зерна на железнодорожный (ж/д) транспорт. В период с июля 2011 по июль 2012 года РАТ перевезла 20 млн. тонн сельскохозяйственных грузов. Как констатируют эксперты, это означает, что она фактически является монополистом российского рынка ж/д перевозок зерна, поскольку у ее конкурентов объемы транспортировки этого вида грузов в несколько раз меньше.

К началу апреля этого года кипрская RTK Rail Transports Company Ltd. завершила формирование многопрофильного транспортного холдинга. Так, она стала собственником 100% уставного фонда не только владельца РАТ – ООО «РТК», но и ООО «Грузовая компания», ООО «А-Транс», а также ООО «ЛП-Транс», размер парка которых составляет 31,5 тыс. зерновозов, 2-3 тыс. полувагонов, 3-5 тыс. фитинговых платформ и 3 тыс. специализированных вагонов соответственно. Таким образом, размер общего вагонопарка, сконцентрированного холдингом, составил 39,5-42,5 тыс. вагонов разного типа.

Как уточняют аналитики Центра Транспортных Стратегий, в отличие от РАТ, «Грузовая компания» специализируется на перевозке всех видов металлургических грузов – руды, угля, кокса и металлопродукции, а также – строительных и лесоматериалов. В свою очередь стратегическим направлением деятельности «А-Транса» является управление контейнерными поездами. А «ЛП-Транс» занимается транспортировкой насыпных промышленных грузов – химических, металлургических и строительных. То есть, путем включения этих трех компаний, холдинг существенно расширил свою специализацию.

По мнению аналитиков ЦТС, это было вполне логичным решением. «На сегодня в общем объеме грузов, перевозимых холдингом, доля зерновых в финансовом выражении составляет примерно 70%. При этом следует учитывать, что зерновой рынок имеет определенные особенности. С одной стороны, он весьма стабилен и почти не зависит от мировых макроэкономических показателей, а, с другой, на него оказывает существенное влияние погодный фактор, что предполагает изрядные риски. Поэтому для обеспечения стабильной работы компании было бы целесообразно их нейтрализовать, во-первых, путем расширения номенклатуры перевозимых грузов, а, во-вторых, путем доведения доли выручки от транспортировки других видов грузов до 40-50%. И как раз это и будет достигнуто за счет интеграции и развития других компаний-подразделений холдинга», – рассказывает начальник отдела аналитики ЦТС Андрей Шкляр.

Диверсификация территорий В то же самое время, когда RTK Rail Transports завершила формирование холдинга, – в начале апреля – РАТ достигла договоренности о создании совместного предприятия (СП) с дочерней компанией АО «Казахстан темир жолы» (Казахстанские железные дороги), крупнейшим грузовым оператором Казахстана с вагонопарком в размере 63 тыс. вагонов – АО «Казтемиртранс». «Уставный фонд СП будет создан на паритетных началах, а само формирование компании будет происходить поэтапно. Сначала стороны передадут в нее по 6 тыс. зерновозов, чтобы обкатать модель работы, после чего их доли будут увеличены до 8 тыс. А потом эти активы будут внесены в уставный капитал СП», – уточнил генеральный директор РАТ Константин Засов. Однако, по его словам, начать работать компания должна уже в этом сезоне, как в России, так и в Казахстане.

Группа "Приват" является опосредованным собственником 70% уставного фонда ООО «РГ-транс» с парком 10 тыс. полувагонов, которыми оперирует Rail Garant.

Как подчеркнул топ-менеджер, данное СП призвано стать для РАТ стратегическим плацдармом для освоения новых рынков и, соответственно, нивелирования сезонного фактора в работе компании. «Мы смотрим на Казахстан, а за ним видим рынки Китая, Узбекистана, Азербайджана. И поскольку сезонность в этих странах по отношению к России существенно смещена, их освоение даст нам возможность работать не семь месяцев в году, а почти двенадцать. То есть, благодаря грамотной диверсификации территорий и сезонов мы сможем максимально использовать не вполне востребованный в России вагонопарк и, при относительно стабильном урожае, будем весьма эффективно управлять даже очень большим парком зерновозов», – уточнил он.

Итак, после создания СП с «Казтемиртрансом», парк вагонов, находящихся под контролем РАТ, увеличится до без малого 40 тыс. зерновозов, а парк RTK Rail Transports – примерно до 50 тыс. вагонов. При этом холдинг сможет двояким образом снизить риски и издержки работы на зерновом рынке – во-первых, нейтрализовать погодный фактор за счет расширения номенклатуры перевозимых грузов, а, во-вторых, нивелировать сезонный фактор за счет диверсификации территорий производства зерновых.

Изменение специализации Одновременно с достижением договоренности о создании СП с «Казтемиртрансом» – также в начале апреля – РАТ начала переговоры о слиянии с Rail Garant. В ее состав входит семь специализированных транспортных компаний, занимающихся перевозками промышленных грузов, сжиженных углеводородных газов и наливных химических грузов, нефти, нефтепродуктов и нефтехимии, а также автомобилей. Ее вагонопарк состоит из 37 тыс. вагонов, в числе которых 15 тыс. полувагонов, почти 5 тыс. цистерн и 17 тыс. платформ, хопперов, трубовозов и крытых вагонов.

Таким образом, если РАТ и Rail Garant объединят свои активы, новая компания будет располагать вагонопарком в размере 69-77 тыс. единиц, а значит – в орбите RTK Rail Transports окажется не менее 85 тыс. вагонов разного типа. В результате, холдинг окажется на четвертом месте среди компаний России по размерам вагонопарка после UC Rail, РЖД и ОАО «Федеральная грузовая компания», оставив позади ныне занимающих четвертое и пятое место Globaltrans и ЗАО «Нефтетранссервис».

Примечательно, что в числе ее совладельцев может оказаться и украинская группа «Приват». Дело в том, что она является опосредованным собственником 70% уставного фонда ООО «РГ-транс» с парком 10 тыс. полувагонов, которыми оперирует Rail Garant. Это дает ей возможность либо обменять свою долю в «РГ-трансе» на 30% акций Rail Garant, а значит – получить соответствующую долю в объединенной компании, либо же просто продать этот актив Rail Garant. Разумеется, владельцам новой компании был бы более удобен второй вариант, однако пока вопрос о том, какой из них будет реализован, остается открытым.

Как бы то ни было, но в случае слияния «Русагротранса» с Rail Garant доминирующей специализацией холдинга станет перевозка не сельскохозяйственных, а промышленных грузов. Более того, их соотношение в структуре деятельности компании изменится прямо противоположным образом. То есть, по сути, холдинг станет многопрофильным предприятием и, как отмечают аналитики ЦТС, окажется гораздо более привлекательным для потенциальных инвесторов.

Читайте также материал ЦТС Железнодорожное IPO: когда российские вагоны поедут в Лондон