Компания "Кернел" стала первой из крупных игроков на украинском рынке грузоперевозок, кто решил перевести всю логистику в диджитал-формат. Сегодня инновационные проекты позволяют команде повышать эффективность процессов и оптимизировать логистику урожая от поля до порта назначения.
О концепции smart-логистики, создании специальной интеллектуальной системы и других цифровых решениях ЦТС рассказал Николай Мирошниченко, директор по логистике "Кернел".
Чем являются информационные технологии для крупного бизнеса, как эта отрасль развивается и проникает в производство?
Развитие компании в рамках стратегии невозможно без цифровых решений. Благодаря диджитализации мы можем управлять самым большим земельным банком земли в Украине, покупать и транспортировать самые большие объемы семян подсолнечника на наши заводы, экспортировать более 6 млн тонн зерна и более 2 млн тонн масла и шрота ежегодно. Если говорить об автоматизации и цифровизации процессов в логистике, то для меня это одна из самых приоритетных задач и, если хотите, личный вызов. Я верю в то, что в ближайшем будущем наше направление полностью будет "в цифре", а планирование "на ручке" и "сегодня-на-сегодня" уйдут в прошлое. Мы должны быть гибкими, маневренными с точки зрения скорости принятия решений, глубины анализа и точности планирования.
Я верю в то, что в ближайшем будущем наше направление полностью будет "в цифре", а планирование "на ручке" и "сегодня-на-сегодня" уйдут в прошлое.
Что уже изменилось в департаменте логистики "Кернел" в этом плане?
В работу нашей логистики за последнее время было интегрировано много ИТ-решений. Электронный документооборот, система автоматических оплат перевозчикам, контроль за движением грузов, моделирование распределения зерна по элеваторам - это далеко неполный список, который периодически пополняется. Какие-то из данных решений были давно запланированы и разработаны и только лишь нуждались в имплементации, но практически все решения мы сами придумывали и разрабатывали "с нуля". Для меня самое важное, что это - инициативы команды логистики, которые делают нашу работу еще более эффективной и позволяют совершенствовать наши процессы каждый день.
Читайте также Сергей Вовк: "Цифровые решения в инфраструктуре - это не про будущее. Это о заработать здесь и сейчас"
Нам известно, что "Кернел" имеет опыт имитационного моделирования, построив цифровую модель логистических цепочек. Как родилась идея проекта и какие цели ставила перед собой команда?
Несколько лет назад компания взяла курс на оптимизацию логистики зерна от поля до порта. Планирование вывоза урожая с полей на элеваторы - один из ключевых и фундаментальных этапов в данном процессе. Учитывая объемы урожая к вывозу и географию полей, раньше этот процесс занимал у нас не менее месяца и требовал вовлечения нескольких специалистов-аналитиков. Более того, запланированное распределение выполнялось далеко не с самыми оптимальными логистическими затратами в итоге. По этой причине было принято решение изменить подход. Идея заключалась в том, чтобы разработать модель, которая будет рассчитывать всю цепочку транспортировки урожая начиная от поля до элеватора и заканчивая доставкой зерна в порт. Главное условие - планирование и все расчеты должны выполняться максимально оперативно и с минимальными затратами. При этом качество самого планирования необходимо вывести на новый уровень. Мы в кратчайшее время выбрали пути решения, рассчитали время, ресурсы и в течение полугода реализовали первую часть проекта касательно движения зерна с поля на элеватор. Результатом его внедрения стало создание модели автоматического расчета и распределения урожая "Кернел".
Идея заключалась в том, чтобы разработать модель, которая будет рассчитывать всю цепочку транспортировки урожая начиная от поля до элеватора и заканчивая доставкой зерна в порт.
Как устроена работа имитационной модели?
Есть учетные программы, где аккумулируются данные уборки урожая, указываются варианты вывоза на элеваторы, вносится прогноз урожайности, даты созревания культур, количество автотранспорта и ж/д вагонов. Проанализировав все эти показатели, имитационная модель "Кернел" предлагает несколько логистических сценариев, включая дату, поле и на какой склад с него лучше везти собранный урожай. В то же время система показывает, какие объемы продукции необходимо отгрузить со складов, чтобы принять весь урожай и максимизировать оборачиваемость элеватора.
Модель способна учитывать и анализировать разные ситуации и факторы. Мы прогнозируем загрузку элеваторов, анализируем факторы, которые на это влияют. При этом экономим деньги в прямом смысле, поскольку система позволяет выявить узкие места и заранее просчитать варианты, как избежать коллапса или перенаправить транспортные потоки, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки. Помимо всего прочего, мы анализируем исторические данные и вносим корректировку в будущий прогноз логистики зерна, если считаем ее релевантной. Нам еще есть над чем работать и что дорабатывать в данном вопросе, однако результаты внедрения модели мы уже видим сегодня.
Читайте также 5 вопросов об имитационном моделировании: Как это поможет в транспортном бизнесе
Созданный искусственный интеллект помогает вам в планировании и прогнозировании. Дает ли он возможность отслеживать ситуацию онлайн?
Для этого мы реализовали визуализацию процесса движения зерна с помощью инструмента Power BI. В течение уборочной кампании мы выводим на дашборды текущую ситуацию по каждому элеватору и в режиме реального времени смотрим, как зерно доставляется с полей на элеваторы, отгружается в вагоны, анализируем план-факт погрузки и т.д. Снижаем или, наоборот, усиливаем темп завоза зерна на элеватор, а также его погрузку в вагоны, где это необходимо. Конечно же, модель не принимает решения вместо нас - решения принимают люди, но система облегчает нам сам процесс принятия решений. Доступность и легкость в использовании позволяет отслеживать факт в режиме 24/7.
Модель не принимает решения вместо нас - решения принимают люди, но система облегчает нам сам процесс принятия решений.
Какие еще цифровые решения вы используете в логистике?
В этом году мы автоматизировали формирование годового плана затрат департамента логистики (норма транспортных затрат на тонну - НТЗ) с целью сокращения времени на принятие решения о целесообразности покупки товара с тем или иным базисом поставки. НТЗ автоматически формируется одним кликом на основании данных из разных источников: система TMkapma для расчета ж/д тарифа, информация об исторической и фактической оборачиваемости вагонов на конкретном маршруте с учетом технических параметров элеватора, планы о распределении и стоимости подвижного состава, а также другие параметры для расчета станционных сборов и допущения по будущим изменениям в структуре расходов.
Автоматизация расчета НТЗ сделала этот процесс максимально прозрачным и структурированным. Ранее понимание формул расчета НТЗ было только у сотрудника, который лично формировал НТЗ с помощью Excel. Мы не только исключили ошибки в проведении расчетов, которые могли возникать по разным причинам и вызывать недоверие у коллег, но и улучшили взаимодействие со смежными департаментами за счет общего понимания структуры логистических затрат, увеличили скорость прогнозирования расходов компании при разных моделях транспортировки товара.
Есть ли у вас планы по дальнейшей цифровизации? Какие еще цифровые решения планируете внедрять?
Сейчас перед нами стоит стратегическая задача по доработке второго блока модели по прогнозированию и планированию движения зерна, готовой продукции с точек погрузки (элеватор, завод) в порт (или до места назначения). Это очень объемная и намного более сложная задача. Модель должна включать в себя ряд параметров, которые являются изменяемыми величинами и порой не могут быть точно спрогнозированы, однако это все требует единого аналитического подхода в прогнозировании и пост-анализе. Наша глобальная цель - своевременная поставка зерна и готовой продукции в порт с определенных складов/элеваторов/заводов с разной географией и техническими параметрами и погрузка на судно без потерь во времени и в деньгах по всей цепочке поставки поле-порт или завод-порт.
Другие проекты, которые сейчас в стадии реализации, анонсировать заранее не буду. Могу только сказать, что мы следуем мировым трендам, обучаемся и перенимаем опыт у коллег из других стран и генерируем наши новые идеи по оптимизации логистики. Как показывает время и опыт, без диджитализации наших процессов невозможно транспортировать еще большие объемы сырья на заводы компании, ежегодно наращивать объемы экспорта нашей продукции и драйвить агробизнес каждый день.
Читайте также Диджитализация в транспорте: Как "цифра" становится решающим фактором конкуренции на рынке