Центр транспортных стратегий совместно с компанией Deloitte уже четвертый год проводят исследование мнений компаний-лидеров транспортной отрасли в рамках общего проекта "Отраслевой контроль".

Предметом исследования "Отраслевого контроля" в 2019 году стала диджитализация транспортного бизнеса. Компании, суммарно контроллирующие более 90% грузопотоков Украины, поделились своими оценками и основными направлениями внедрения цифровых решений в бизнесе, рассказали о препятствиях, стоящих на пути их широкого распространения, а также оценили ближайшие перспективы применения электронного документооборота, веб-платформ, искусственного интеллекта, больших данных в сфере транспорта и инфраструктуры.

Накануне публичной презентации директор ЦТС Сергей Вовк рассказал об основных итогах исследования.

Какие основные задачи вы ставили перед собой в рамках исследования?

Как и в прежних исследованиях "Отраслевого контроля", мы совместно с партнерами из Deloitte пытаемся через опрос лидеров отрасли определить перспективы, наиболее чувствительные точки и риски, связанные с актуальными явлениями рынка. Диджитализация и Big Data сегодня на устах у всех - от узкого круга IT-специалистов и до мэра Киева.

Это модный тренд или реальная возможность сделать бизнес сильнее - наверное, это ключевой вопрос, который прошел по всему исследованию. Получили интересные и небанальные ответы, которые будут полезны как для общего понимания ситуации в сфере диджитализации транспорта в Украине, так и для наработки практических решений для отдельных компаний по развитию их бизнеса.

И что ответил бизнес?

Я бы назвал это прагматичным оптимизмом. Абсолютное большинство наших респондентов видят в диджитал-решениях, в первую очередь, возможности стать сильнее, а не риски потерь от кибер-атак и других технологических угроз.

Многие компании уже перешли от виртуальных размышлений к реальным проектам: мобильные приложения, сбор и обработка данных, автоматизация и оптимизация бизнес-процессов, искусственный интеллект - это то, с чем уже работают и на чем зарабатывают компании-лидеры.    

Цифровые решения от ЦТС позволяют спрогнозировать работу логистических цепочек даже при постоянных изменениях внешних факторов  

Можно выделить какие-то перспективные решения, которые точно сработают?  

Мы попытались акцентировать на этом внимание и сделать наше исследование более прикладным: в первых разделах сосредоточились на мотивации и условиях внедрения успешных диджитал-решений, проанализировали возможности и риски. А во второй части сделали акцент на конкретных прикладных решениях: от электронного документооборота, "уберизации" и дронов и заканчивая искусственным интеллектом и Big Data. Каждый сможет найти "свое" решение и сравнить его с практикой ведущих компаний транспортной отрасли. 

Вы сами нашли такое "свое" решение для ЦТС в диджитализации?

Все там будем (смеется - ред.). Если говорить серьезно, то в ходе реализации консалтинговых проектов по оптимизации логистических цепочек мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда традиционные инструменты анализа и оценки работы транспортной системы или ее отдельных элементов зачастую не работают. Внешние факторы и условия, объемы информации постоянно меняются - для того, чтобы поспевать за этими изменениями нужно обрабатывать большие массивы данных "здесь и сейчас", поскольку завтра ситуация может кардинально измениться. Для этого нужен новый инструментарий на грани аналитики и IT-решений - и мы с этим работаем. 

Идете конкурировать на поле IT-компаний?

Скорее, ищем возможности для совместной игры. Работаем в альянсе с талантливыми программистами, обладающими большим опытом по внедрению решений. Мы отвечаем за "отраслевую составляющую" - входящая информация, грузопотоки, логистические цепочки и другие аспекты, они "упаковывают" это в программный продукт, позволяющий выжать максимум из этой информации и оперировать ею в реальном времени. 

Вам могут возразить: какая Big Data и диджитализация в отрасли, где до сих пор ездят локомотивы, сделанные в середине прошлого века? 

Как раз наоборот - во многих случаях именно современные решения позволяют минимизировать риски и прогнозировать работу нестабильных транспортных систем. Например, такой, которую, мы имеем в Украине сегодня.

Пример - имитационное моделирование грузопотоков. В это решение "зашивается" вся информация о логистической цепочке компании или ее отдельных элементах, и пользователь может буквально в несколько кликов видеть ее работу в случае изменения внешних факторов: смены графиков отгрузки по одному или нескольким маршрутам, введения ограничений по конвенциям, весовым нормам, и другим факторам. Таким образом, директор по логистике принимает взвешенное решение по управлению/перенаправлению грузопотоков, обладая полным массивом информации. Из этого складываются конкурентные преимущества бизнеса.

И это не картинка из будущего: уже сегодня так работают крупнейшие агротрейдеры. А мы ведем внедрение такой системы на одном из крупнейших терминалов страны.

Когда ожидается презентация итогов исследования "Отраслевой контроль"?

Мы рассчитываем провести презентацию и исследование с бизнесом в начале октября. Тогда же исследование будет открыто для скачивания на портале ЦТС.