01

Сергей Вовк, директор ЦТС, со-глава Комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Американской торговой палаты

Пока мы проводили наше исследование, диджитализация превратилась в одно из основных направлений улучшения системы государственного управления и даже успела получить отдельного министра. Тем не менее, как и любое новое и трендовое явление, понятие диджитализации весьма размыто. Поэтому основной идеей, которую мы себе ставили при проведении этого исследования, стало максимально конкретное понимание того, чем цифровые технологии могут помочь компаниям транспортной сферы. Условно мы поделили исследование на три фактора.

Первый - главные мотиваторы внедрения цифровых технологий. Второй - риски и препятствия. Третий - анализ в прикладном аспекте потенциала тех или иных направлений внедрения цифровых технологий (начиная с базового электронного документооборота и заканчивая экзотичными явлениями вроде искусственного интеллекта), чтобы понять, что может быть реализовано в кратчайшей перспективе. Мы также заинтересованы в том, чтобы стать площадкой для коммуникации и цифровых решений, в том числе обмена опытом компаний.

DSC_4707

02

Дмитрий Павленко, директор налогово-юридического департамента Делойт, руководитель отраслевой группы "Инфраструктура"

Еще совсем недавно участники рынка отмечали, что понимают важность цифровой трансформации, но многие из них утверждали, что пока этот вопрос не ко времени. Мол, им в первую очередь необходимы капинвестиции, привлечение кредитных средств, решение административных вопросов с государственными органами… Сегодня ситуация меняется, но мы все еще видим, что конкуренция в отрасли пока остается традиционной - по качеству сервиса, ценам, объемам перевалки.

Но уже завтра отрасль ожидает конкуренция нового качества - цифровая конкуренция. Это когда компании будут соревноваться не только в цене и сервисе, но и в уровне диджитлизации. А именно: в том, насколько удобны интерфейсы клиентов, кабинеты пользователей, доступна ли B2B синхронизации данных, есть ли возможность в онлайн-режиме отслеживать грузы, пассажиров, осуществлять сбор и обработку данных. Все это предоставит бизнесу доступ к качественно новым решениям. Более 80% респондентов исследования соглашаются с тем, что цифровизация и конкуренция - это очень взаимосвязанные вещи, которые будут определять развитие отрасли уже завтра.

DSC_4653

03

Андрей Шкляр, руководитель экспертного направления ЦТС

Мы сегодня имеем оцифрованный слепок проблем, которые есть у бизнеса. И диджитализация - это механизм их решения. Почему бизнес смотрит в эту сторону? Мотив простой: это минимизация рисков и затрат. 82% респондентов четко указывают на это как основную причину их интереса к диджитализации. Те же 82% в ответ на другой вопрос отмечают, что важность внедрения цифровых решений определяется необходимостью повышения прозрачности администрирования и снижения коррупции. Проблемы, вокруг которых объединяется бизнес путем использования цифровых решений, это моменты, которые чрезвычайно сильно снижают потенциал украинского транспортного сектора. Это воровство, риски, коррупция и т. д. Отдельным "болючим" аспектом в контексте диджитализации является кибербезопасность. После нескольких глобальных хакерских атак компании начали обращать на это внимание. Именно кибербезопасность 71% респондентов называют основным фактором внедрения цифровых технологий.

В целом 82% респондентов считают, что успешность реализации диджитал-решений будет определять их конкурентное преимущество. Но что мешает их внедрению? 36% респондентов (большинство) отмечают в первую очередь сложность бизнес-процессов и необходимость кастомизации. Еще одно препятствие - финансы. 32% опрошенных (самая большая группа) тратят на цифровые решения меньше 1% всех расходов компании. Компаний, которые тратят на это больше 10% своего бюджета - всего 4% среди опрошенных.

Что нас ждет в будущем? В ближайшее время рынок не верит в развитие уберизации - использования транспортных средств многими клиентами по шеринговой модели. 86% не верят в вероятность активного использования искусственного интеллекта украинскими компаниями. 54% не верят в скорое внедрение автономного автотранспорта. На фоне тех проблем, которые сегодня есть в отрасли, в этом нет ничего удивительного. С другой стороны, 43% респондентов уже имеют опыт взаимодействия с Big Data.

DSC_4661

04

Владимир Шемаев, начальник отдела стратегического планирования ГП "Администрация морских портов Украины"

Если мы не диджитализируемся, то умираем на мировом уровне. Если взглянуть на порт Роттердам - мировой лидер в IT-решениях - то мы увидим, что он уже перешел на такой уровень, когда он сам является производителем этого программного обеспечения. Порты в Украине децентрализованы, поэтому уровень внедрения цифровых решений очень сильно варьируется.

В прошлом году мы со Всемирным банком инициировали проект по разработке пилотной цифровой геоинформационной системы. Предварительно в контексте привлечения новых инвесторов мы хотели понять, что у нас происходит с земельными участками в портах. Земельный ресурс там лимитирован. Изучив вопрос, мы можем сказать, что все порты уникальны. Одни расположены в одном населенном пункте, другие расположились в нескольких населенных пунктах. Часть участков находятся в государственной собственности, часть - в частной, еще часть - в коммунальной. И земельные отношения там настолько сложные, что без ГИС-системы, которая могла бы визуализировать ситуацию, привлекать инвестиции невозможно. Отчет по этому пилотному проекту мы намерены презентовать в декабре совместно со Всемирным банком.

DSC_4677

05

Фарид Сафаров, генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры на транспорте Министерства инфраструктуры Украины

Цифровизация транспортной инфраструктуры находилась в фокусе при прошлом министре и продолжает находиться при новом руководстве МИУ. В первую очередь в этом контексте мы обращаем внимание на корпоративный сегмент, потому что в сотрудничестве с государством принимают участие не физические лица, а юридические. Основные фокусы, презентованные министром Криклием, над которыми министерство намерено работать в ближайшие годы, следующие.

1. Автоматизация взаимодействия автомобильных перевозчиков с государством в лице МИУ, "Укртрансбезпеки". Мы хотим, чтобы система при приеме документов в электронном виде сама принимала решение о соответствии перевозчика всем необходимым условиям. Мы автоматизируем все процессы подачи документов и получения информации из реестров других государственных органов.

2. Создание специальных электронных кабинетов для перевозчиков и моряков, чтобы все административные услуги в транспортной сфере можно было получать именно через них.

3. Создание для пассажиров единого электронного билета на весь маршрут, который бы работал по принципу маршрутов Google Maps. Это наш приоритет на ближайшие 3-5 лет.

4. Внедрение "интернета вещей" в портовой инфраструктуре и на ж/д транспорте. Он нужен для обмена данными и более эффективного использования человеческого ресурса. Яркий пример - Сингапур или Шанхай. Там вы на весь огромный порт не увидите больше десятка людей. Потому что все системы автоматизированы и есть лишь несколько человек, которые контролируют их работу.

5. Обеспечение максимальной прозрачности хозяйственной деятельности "Укрзализныци". Считаю, что УЗ может показать с этой точки зрения феноменальный результат.

DSC_4702