01

Что такое имитационное моделирование?

Имитационное моделирование - это создание цифровой копии предприятия, дающее возможность проводить безопасные "эксперименты" над его структурой и процессами. Простыми словами - производственные и бизнес процессы моделируются с помощью специального программного обеспечения, исходя из обозначенного перечня исходных данных.

Моделирование позволяет безопасно "тестировать" идеи и проводить анализ "что, если". Что, если увеличить интенсивность погрузки на судно? Справятся ли с этим другие узлы терминала и куда переместится узкое горлышко? Что, если пересмотреть доли портов доставки в цепи поставок металлотрейдера? Как это повлияет на среднюю оборачиваемость вагонов и соответственно на необходимые объемы склада? Это несколько примеров вопросов, на которые может помочь ответить имитационное моделирование.

Разумеется, чем более широкий спектр таких данных и факторов влияния будет введен в программу, тем более точный результат развития системы, объекта или процессов будет получен; тем больше будет вариантов того, как может развиваться модель. При этом уже само слово "модель" означает, что потенциальному инвестору не понадобится проводить дорогостоящие и, возможно, неудачные эксперименты со своим бизнесом на практике. То есть безрисковая среда гарантирована.

Пример имитационного моделирования логистических цепочек

02

Где может применяться?

Моделирование может применяться для всех видов транспорта - от автоперевозок до авиации. В частности, для моделирования логистических цепочек, работы грузовых портовых терминалов или железнодорожных узлов, работы логистических центров и производств, а также моделирования пешеходных потоков аэропортов и вокзалов.

Кроме того, имитационная модель может быть адаптирована к получению в режиме реального времени информации о ключевых показателях процессов, например, о расположении локомотивов или вагонов на путях, статусе погрузки и т.д. Модель также дает возможность просматривать историю перемещений, экспериментировать над транспортным узлом в виртуальной среде и искать наиболее оптимальный режим использования оборудования и инфраструктуры. Фактически, моделирование помогает принимать решение о покупке нового оборудования, постройке складов, обновления автомобильного и железнодорожного парков и оптимизации пропускной способности узлов.

Визуализация имитационной модели зернового терминала.

03

Что еще дает моделирование?

Имея имитационную модель бизнеса, предприятие получает возможность проигрывать разные сценарии в виртуальной среде - увеличить количество вагонов, расширить железнодорожную ветку или построить новый склад для хранения. Все это можно делать без рисков - без траты денег и времени. Возможность представления имитационных моделей в 2D и 3D сделает любые идеи и концепции более наглядными, их проще проверять и обсуждать. В отличие от аналитики на основе таблиц или методов линейной оптимизации, моделирование дает возможность наблюдать поведение реальной системы во времени с необходимым уровнем детальности.

04

Как это работает?

Моделирование имитирует работу объекта (порта, железнодорожной станции, логистической цепочки и т.д.) при определенных входных параметрах. Прогон осуществляется в определенной временной перспективе, например, 1 день, месяц, год… При прогоне эксперимента видна динамика показателей работы объекта, их изменение во времени. Осуществляется несколько прогонов модели, соответствующих проверяемым гипотезам. Каждый прогон отличается изменением одного или несколько входных параметров. В результате получается несколько прогнозов развития системы или объекта, из которых можно выбрать тот, который наиболее соответствует возможностям и ожиданиям, управленца или собственника транспортного бизнеса.

92ceee7b-6a98-4b80-80b7-df4f23850111

Пример моделирования процесса

05

Работает ли это в Украине?

Наиболее успешный опыт внедрения имитационного моделирования в нашей стране имеет компания "Кернел", которая, по нашей информации, моделировала работу своих логистических цепочек.

Для создания модели было использовано 50 тыс. входных параметров цепи поставок холдинга. В итоге, благодаря программному обеспечению, теперь компания имеет возможность составлять отчеты о том, как будет работать вся логистическая цепочка при различных сценариях. Кроме того, появилась возможность проводить эксперименты для минимизации затрат на перевозку и оптимизацию складских мощностей. 

Также для одного из инвесторов в Украине была разработана модель работы контейнерного терминала, которая учитывала такие факторы как график захода судов, размер судов, характеристики причалов и т.д. Это позволило прогнозировать загруженность узлов терминала, определить оптимальное количество необходимой техники, в зависимости от планового распределения захода судов по месяцам.

Читайте также Сергей Вовк: "Цифровые решения в инфраструктуре - это не про будущее. Это о заработать здесь и сейчас"

a5126d4d770bc4b56c4ea7b2760853e3

Визуализация модели.