Компания Excelerate Energy (США), подрядчик размещения плавучей платформы по приему сжиженного газа в порту "Южном", в конце августа официально подтвердила возможность работы платформы в акватории. Специалисты компании огласили выводы о том, что инфраструктура порта "Южный" позволяет принимать суда соответствующего класса – длиной до 300 метров и с осадкой до 12,5 метров.

Согласно недавним утверждениям украинских чиновников, первый этап нового и критически важного для украинской экономики проекта по строительству газокомплекса в "Южном" (учитывая острую необходимость диверсификации источников поставок газа) может быть реализован уже к концу 2014 года. Правда, с оговоркой, что это – "оптимистический сценарий", так как есть еще "узкие места" – наподобие скорости подключения нового терминала к ГТС Украины предприятием "Укртрансгаз" и поставок газа зарубежными партнерами. Еще один базовый момент, о котором власть говорит неохотно, – отсутствие гарантированных инвестиций, которые необходимы в весьма значительных объемах.

Читайте также: США и Канада готовятся к масштабному экспорту сжиженного газа в Азию

Но, несмотря на наличие оптимистических сценариев, начинался 2013 год не очень хорошо. Госинвестпроект вынужден был разбираться в скандале с подписанием договора о развитии LNG-терминала с испанской группой Gas Natural Fenoza, вместо которой подпись на документе поставил некий "коммерческий представитель", не имевший на то полномочий. История нанесла серьезный удар имиджу проекта в мире, а власть вынуждена был оправдываться, что "не все так плохо".

К примеру, правительственная комиссия, проводившая расследование инцидента, установила, что испанская фирма Socoin, ранее разработавшая ТЭО для нацпроекта "LNG-терминал", действительно входит в группу компаний Gas Natural Fenosa. Соответствующие выводы были представлены Кабмину Украины 14 января, подтверждает пресс-служба Госинвестпроекта.

Сообщение, опубликованное в марте на веб-портале госзакупок, вновь заставило СМИ говорить о "безнадежности" схемы: ГП "LNG-терминал" (созданное ранее для реализации одноименного нацпроекта) не смогло получить кредиты на заявленную сумму в 222 млн евро, тендеры были отменены из-за малого числа заявок.

Перспективный выход в море Вместе с тем, руководитель Госинвестпроекта Владислав Каськив вскоре после этого призвал не паниковать, заявив, что отмена тендеров означает не срыв проекта, а… начало его новой фазы. "Мы нашли решение, которое позволит значительно быстрее и эффективнее реализовать задачу по поставкам сжиженного газа на территорию Украины. Решение лежит в плоскости использования новой технологии размещения завода на морской платформе FSRU, а не на берегу, как планировалось раньше", – отметил он в интервью "Украинской правде".

Именно с этого этапа глава ведомства включил в свою риторику и тему энергетической независимости Украины. Возможно, это обусловлено прозвучавшим в те же дни заявлением Президента Украины Виктора Януковича – о том, что альтернативы проекту строительства LNG-терминала в Украине нет.

graph

Вскоре было объявлено о подписании Украиной соглашения с компанией Exсelerate Energy (США), которая обязалась начать инженерные работы по размещению морской платформы по перевалке газа (технология FSRU) в акватории порта "Южный" мощностью 5 млрд кубометров в год. Ожидалось, что морская часть терминала будет готова к работе уже в 2014 году.

"Компания Exсelerate Energy известна инновационными разработками мобильных плавучих платформ со сравнительно невысокими капитальными расходами, что позволяет производить регазификацию непосредственно на борту судна", – подчеркивает пресс-служба Госинвестпроекта. Тогда же стало известно, что польское подразделение международной компании ILF должно будет начать предпроектные и изыскательские работы в рамках второго этапа проекта – сооружения наземной части терминала. Ведомство Владислава Каськива сообщает, что запуск наземной части будет возможен в 2018 году, а его мощность вдвое превысит потенциал морской платформы.

Эксперты опасаются, что на данном этапе украинская власть не имеет рычагов для того, чтобы побудить Турцию соблюдать положения Конвенции Монтре от 1936 года о свободе мореплавания в Черноморских проливах.

Апогеем "общей радости" стала прошедшая в мае международная конференция "Мировая революция LNG: энергетическая независимость Украины", на которой были представлены достижения в реализации проекта, а также было высказано много комплиментов – как самому проекту, так и украинской власти, сделавшей "решительные шаги к диверсификации источников поставок энергоносителей". Именно с этих позиций высказывались экс-госсекретарь США по вопросам энергетики Билл Ричардсон, глава фонда Russia Foundation британского Центра внешней политики Дэвид Кларк, польский эксперт по энергетике Роберт Зайдлер и другие гости. А вице-президент американской компании Cheniere LNG International Жан Абитбуль даже выразил готовность сотрудничать с Украиной в рамках экспорта сжиженного газа.

Неожиданные трудности "Сегодня мы констатируем, что никаких технических проблем для реализации национального проекта "LNG-терминал", не осталось", – заявил Владислав Каськив. Но эксперты утверждают, что есть проблемы иные – экономические и политические.

Официальная Турция (еще год назад обещавшая ежемесячно пропускать восемь танкеров для Украины через проливы Босфор и Дарданеллы), в начале нынешнего лета устами своего посла Мехмета Самсара вдруг заявила о потенциальной опасности для города Стамбула (и вообще побережья страны) от газовозов, идущих в Украину. Киев попытался смягчить эффект произошедшего: посол в Турции Сергей Корсунский отметил, что турецкая сторона не блокировала будущий транзит, а лишь высказала опасения (и дискуссия сегодня идет о периодичности прохождения танкеров), а глава Госагентства Украины по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроект) Владислав Каськив подчеркнул, что мнение Стамбула "принято во внимание", сообщает пресс-служба ведомства.

cts_98a36284

Вместе с тем, эксперты опасаются, что на данном этапе украинская власть не имеет рычагов для того, чтобы побудить Турцию соблюдать положения Конвенции Монтре от 1936 года о свободе мореплавания в Черноморских проливах. Так, директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар говорит о кризисе доверия к Киеву. "Вряд ли турецкая сторона отказывала американским танкерам. Со стороны Стамбула это выглядит как игра", – подчеркнул он.

Но основной проблемой, пожалуй, остается отсутствие гарантированных инвестиций, собственно, на сооружение газотерминала в Южном. Последние внятные отчеты власти о поиске средств датированы первым кварталом 2013 года, когда министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий встречался с представителями катарского инвестиционного фонда Qatar Intermediate Industries Holding. И судя по дальнейшему молчанию, инвестиции из Катара также в Южный пока не придут.

Эксперт Украинского института публичной политики Ильдар Газизуллин считает, что вопрос об инвестициях Украине вообще пока придется отложить. "Инвесторы будут смотреть, как закончится этот год. Подпишет ли Украина соглашение с ЕС, либо она будет выполнять обязательства в рамках энергетического сообщества – то есть будут смотреть на все то, что влияет на развитие этого проекта: на цены на газ, на спрос на газ", – отметил эксперт в недавнем интервью радиостанции "Голос Столицы".

Еще одно намерение Киева, которое, по мнению ряда экспертов, способно осложнить приход инвестиций в LNG-проект, заключается в том, чтобы определить НАК "Нафтогаз Украины" в качестве гаранта обеспечения загрузки основных мощностей терминала сжиженным газом. Дело в том, что такой гарант берет на себя обязательства по возврату потенциальному инвестору вложенных в реализацию проекта средств. И тот факт, что компания-гарант вскоре пройдет реструктуризацию, вряд ли добавит оптимизма потенциальным инвесторам.