В предыдущие годы попытки реализовать проект строительства LNG-терминала оканчивались неудачей – то из-за скандалов, связанных с манерой работы экс-руководителя Госинвестпроекта Владислава Каськива, то из-за неуступчивости Турции, не дававшей "добро" на прохождение танкеров через свои проливы.

Нынешний оптимизм в отношении диверсификации источников газа связан с двумя факторами. Во-первых, ожидаемое появление ресурса сжиженного газа в Черноморском бассейне благодаря деятельности компании Frontera в Грузии. Во-вторых, охлаждение взаимоотношений Турции с Россией после заявления Владимира Путина о геноциде армян 24 апреля 2015 года. Или после этого, или после подсказки заокеанских союзников, но Турция резко сменила политику относительно газопровода "Турецкий поток", отказавшись продвигать с его помощью интересы Москвы.

Откуда в Грузии газ

17 июля "Нафтогаз Украины" подписал меморандум с американской компанией Frontera. Глава правительства Арсений Яценюк сразу же заявил, что она начнет строительство LNG-терминала и будет поставлять газ в Украину. При этом даже многие энергетические эксперты были чрезвычайно удивлены, что американцы рассчитывают не на поставки сжиженного газа из его традиционных источников – Катара, Египта, или Алжира. Frontera подчеркнула, что имеет подтвержденные запасы природного газа в Грузии около 300 млрд куб. м.

Читайте также Жмем на газ: какая экономика проекта LNG-терминала в новых условиях

Имеющаяся в американских деловых источниках информация о компании подтверждает ее заявления. Она уже начала в прошлом году добычу газа на площади Мцаре Хеви возле границы с Азербайджаном, и намерена интенсифицировать добычу, чтобы реализовать свою стратегию: работать на развивающихся рынках нефти и газа в странах, где этот сектор не был развит в силу разных причин, прежде всего – в Черноморском бассейне. Интересно, что в 2014-м году мощности компании три раза (в феврале, июне и ноябре) осматривал посол США в Грузии Норланд, о чем сообщается на официальном сайте посольства.

Посол США Норланд на запуске добычи газа компанией Frontera Resources в Сагареджо (Грузия)

Иными словами, в ближайшем будущем Грузия имеет шанс превратится из нетто-импортера газа, получающего его из Азербайджана, в нетто-экспортера. Frontera начала работу в Грузии при Саакашвили, ее возглавляет грузин Заза Мамулаишвили. Но по словам энергетического эксперта Романа Рукомеды, большинство компаний, которые взяли под контроль залежи нефти и газа в бассейне Черного моря (особенно на шельфах), в том числе в Румынии, Болгарии и Турции, являются структурами американского клана Рокфеллеров. В Украине это проявлялось в интересе рокфелеровськой ExxonMobil к глубоководным месторожденям газа в районе острова Змеиного (сейчас проект уже свернут).

"Уверен, что Frontera - это тоже Рокфеллеровского структура. Общие активы компании в прошлом году составили лишь 19 млн. долларов. На мой взгляд, это свидетельствует, что они – не самостоятельный игрок, а выполняют операции по контролю над определенными участками и проектами для более мощных игроков, которые пока не желают выходить из тени", - рассказывает он.

Для того, чтобы компания смогла отправлять сжиженный газ в Украину, ей придется выйти на большие показатели добычи (пока они составляют лишь 20 млн. кубометров в год), а также построить на грузинском берегу терминал по сжижению газа. На все это уйдет не менее пяти лет. При этом терминал может быть использован также для экспорта азербайджанского газа.

Чем убедить турков

Впрочем, вряд ли инвесторы будущего терминала согласятся рассчитывать только на поставки из Грузии. Ведь в постсоветском пространстве собственность на нефтегазодобывающие участки очень условна: можно вспомнить, например, историю Vanco Prykerchenska в Украине. При этом отличительной особенностью СПГ-терминалов является именно свобода выбора поставщика. То есть, при его сооружении стоит все же попытаться обеспечить возможности закупки газа в других странах, решив "проблему Босфора".

Поэтому предыдущий проект постройки терминала в порту Южный, презентованный в прошлом году компанией ТИС, был отложен. Официальной причиной стала именно блокировка проекта Турцией. Генеральный директор ТИС Андрей Ставницер в интервью заявлял, что, наш южный сосед в этой ситуации защищал интересы россиян, для которых, конечно же, не выгодна диверсификация газоснабжения Украины.

Одним из факторов, которые могут помочь убедить турков, являются американские корни Frontera.

Филипп Грушко, директор по развитию  группы терминалов ТИС, рассказал Центру транспортных стратегий, что, согласно данным их юристов, Турция не имеет права запрещать проход судов через Босфор и Дарданеллы. "Нужно только подать заявку за 48 часов до прохождения пролива", - говорит эксперт. Ведь ссылки на небезопасность груза несостоятельны, СПГ – один из самых безопасных грузов: с 60-х годов ни одной утечки или аварии на газовых танкерах не было.

Но у турецкой стороны есть немало возможностей заблокировать прохождение судов неофициально, и ТИСу дали понять, что турки будут применять эти рычаги. "Когда начинают придираться к неправильно заполненной декларации, или найдут другую причину, чтобы откладывать проход судна на целые недели. А с таким грузом это становится крайне невыгодным", - говорит Грушко. В такой сложной политической обстановке, когда Турция не коммуницирует свою официальную позицию, по его словам, очень сложно строить терминал стоимостью в десятки миллионов долларов.

Одним из факторов, которые могут помочь убедить турков, являются американские корни Frontera. "На Турцию могут нажать только США, но уровень отдельно взятой компании не настолько высок, чтобы решить этот вопрос", - отмечает глава энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар. Однако многое здесь зависит и от геополитической ситуации.

Филипп Грушко не исключает, что нынешнее охлаждение российско-турецкого энергетического сотрудничества поможет в будущем разблокировать и проект поставок сжиженного газа извне Черноморского бассейна. "Нужно, чтобы минимум год прошел, чтобы российская позиция в Минэнергетики Турции ослабела. Она была крайне доминантная, и пока мы не получили сигналов, что мы можем возобновить переговоры", - говорит он.

К тому же, по мнению некоторых экспертов, позиция турков могла бы измениться в случае, если предложить турецким компаниям некий субподряд по строительству или другое участие в реализации проекта. 

Куда девать газ

Таким образом, у будущего украинского LNG-терминала появляется потенциальная ресурсная база. Причем два существующих на сегодняшний день проекта не мешают друг другу. "Мы – не конкуренты, они (Frontera) – специалисты в торговле газом, мы – в строительстве терминалов. Мы были бы рады сотрудничать с Frontera, принимать ее газ на терминалах в порту. Через некоторое время мы начнем с ними переговоры", - уверяет Филипп Грушко.

Остается понять, насколько актуальным и выгодным будет в настоящее время этот проект. Необходимость в дополнительном газе у Украины есть: ведь "Газпром" регулярно прекращает поставки в Украину. С 1 июля наша страна не получает российского топлива, а живет только за счет собственной добычи и реверса. При этом потребности в дополнительном газе не превышают 3-5 млрд. кубометров в год: именно на такую мощность рассчитан LNG-терминал.

Эти потребности можно покрыть тремя путями: построив терминал приема сжиженного газа; расширяя мощности реверсных газопроводов, поставляющих газ из ЕС в Украину, в том числе и с будущего польского LNG-терминала в Свиноусце; иинтенсифицируя собственную газодобычу путем создания условий для инвестирования в нее. Очевидно, что Украине стоит использовать все три способа.

Что же касается окупаемости проекта, то, как свидетельствует мониторинг центра East European Gas Analysis, цена российского газа в 2015 году ни разу не опускалась ниже спотовых цен в европейских портовых хабах, принимающих СПГ, даже несмотря на скидки, предоставленные Россией в І полугодии. Разница в цене невелика, но потенциальные участники проекта подчеркивают эффективность проекта будет зависеть не только от нее. Важна также степень государственной поддержки (преференции, льготы, гарантированный тариф и т.д.)

Читайте также Надежда на Польшу: есть ли у Украины шансы заполучить сжиженный газ через порт на Балтике