Правительство намерено построить в порту Южный LNG-терминал, который позволит диверсифицировать газоснабжение Украины. Как заявил премьер-министр Арсений Яценюк, рассматриваемый предыдущим правительством проект "остается на столе", ведь его реализация позволит Украине "получать ежегодно несколько миллиардов кубометров природного газа".
Читайте также Сжиженное невезение: что сдерживает строительство украинского LNG-терминала
Новоназначенный глава Государственного агентства по инвестициям и развитию Сергей Евтушенко сравнивает LNG-терминал со страховым полисом. "Это всегда затратно, но дает возможность получить "комфортный момент", который делает вашу позицию более стабильной – появится возможность покупать до 5 млрд. кубометров газа не у русских", – отметил он. Россия поднимает цену на газ для Украины до $485 за тысячу кубометров, в то время как европейский мог бы обойтись ей в $370-$380, а американский – $230-240, уверяет чиновник.
Проект по строительству LNG-терминала Украина пытается реализовать с конца 2010 года. Изначальные планы по создангию стационарного терминала перевалки сжиженного газа мощностью 10 млрд. кубометров газа в год остановились перед препятствием размером в почти миллиард евро необходимых инвестиций. Собственно, этот вариант пока не готово реализовывать и новое правительство. Сейчас речь идет об использовании плавучего танкера FSRU, который будет регазифицировать газ и подавать его в газотранспортную систему. До газопровода от терминала всего 12 километров. По экспертной оценке регазификация может обходится в $40 за тысячу кубов газа.
Конкретно в инфраструктуру необходимо вложить около $50 млн., и на это потребуется меньше, чем год. Компания Exсelerate Energy (США) готова начать инженерные работы по размещению морской платформы по перевалке газа. Среднерыночная стоимость аренды плавучей установки по хранению и регазификации варьируется в пределеах $50 – $60 млн. в год. В Южном уже есть причал, к которому его пришвартуют (строился для нефтеналивных танкеров). А уже к ней будут приходить танкеры, доставляющие газ.
При этом флот LNG-танкеров продавец газа строит сам под те конкретные объемы газа, которые он будет продавать. Обычно это суда длинной около 300 метров и осадкой 12,5 метров, способные перевозить 170 тысяч кубометров сжиженного природного газа или около 100 миллионов кубических метров природного газа.
По экспертной оценке, для того, что бы доставить в Украину 5 миллиардов кубометров газа в год, необходимо, что бы в порт Южный было сделано 50 заходов танкеров. То есть, танкер будет заходить раз в семь суток. Сутки он разгружается.
У этого варианта есть недостаток: при штормовой погоде танкер вынужден будет простаивать. Аренду же в это время все равно нужно оплачивать (на сегодняшний день ок. $60 тысяч в сутки).
Среднерыночная стоимость аренды плавучей установки по хранению и регазификации варьируется в пределеах $50 – $60 млн в год.
Эксперты также неоднократно указывали на то, что могут возникнуть проблемы с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы, поскольку Турция не очень хочет пропускать через них такие танкеры. Хотя потенциальная опасность, о которой говорит турецкая сторона, на самом деле меньше, чем от нефтеналивных танкеров, которые проходят через эти проливы: если будет авария, газ, в отличие от нефти, не будет загрязнять море.
Турция обязана соблюдать положения Конвенции Монтре от 1936 года о свободе мореплавания в Черноморских проливах. А для судов длинной не более 300 метров дополнительное разрешение на прохождение не нужно. Но вполне сможет затягивать время, не обеспечив вовремя лоцманскую проводку и т.п.
По свежим заявлениям украинских политиков, турецкая сторона на самом высоком уровне уже подтвердила намерение совместного строительства терминала сжиженного газа. Детали неизвестны, так что возникают вопросы. Вполне вероятно, что Турция будет поддерживать Украины в свете аннексии Россией Крыма, где живут крымские татары, интересы которых Анкара обещает защищать. Президент страны Абдулла Гюль заявил о том, что референдум в Крыму Турция не признает.
Но у Турции есть свой действующий терминал СПГ в Мармарисе. И она заинтересована, чтобы танкеры с украинским газом разгружались там. Украина тогда могла бы брать обычный газ по принципу замещения из так называемой Южной транзитной трубы («Одессатрансгаз») идущей через Молдову и Румынию в Болгарию и Европейскую часть Турции со Стамбулом. Однако, сама Украина в этом не заинтересована, поскольку это все равно означает для нее дополнительные расходы на транспортировку.
Транспортировать газ все-таки эффективней именно в сжиженном состоянии, а не трубой, когда часть его сжигается в компрессорных станциях по пути следования. Кроме того, Украина в таком случае зависима от чужой трубы. Главная же задача на сегодняшний день – это диверсифицировать поставку газа, что бы иметь альтернативу российскому газу и, возможно, таким образом суметь воздействовать на его ценообразование.
В самом "Газпроме" говорят о том, что на его позицию относительно контрактных цен на газ для Украины этим повлиять не удастся. Так, украинские власти заявили о возможности альтернативных поставок сжиженного природного газа из США. Официальный представитель компании "Газпром" Сергей Куприянов назвал это политический популизмом. По его словам, в ближайшей перспективе свободных объемов газа для экспорта у США нет. А мировое сообщество не располагает и специальными кораблями-танкерами для транспортировки сжиженного газа из Америки на европейский континент. Министр энергетики США Эрнест Монис отметил недавно, что вывозить сжиженный газ раньше конца 2015 года Штаты не смогут.
Однако Украина может покупать газ и у более близких африканских стран – Нигерии, Египта или Алжира. Хоть есть вероятность того, что цена будет высока. К слову, Испания, которая получает газ по двум газопроводам из Алжира, построила у себя шесть терминалов, и еще два строятся. Это позволило повлиять на поставщика, который старался повысить цены на свой газ. Благодаря теплой зиме, у Испании в этом году даже остались излишки газа, которые она продала другим государством.
Кроме того, большие мощности по сжижению газа построил Катар. Он рассчитывал поставлять его в Китай и Америку. Была даже информация о том, что ему невыгодно продавать газ всей Европе, из-за коротких расстояний для перевозки СПГ и в 2012 году он переориентировался на Азию, где платят дороже. Но в Америке произошла так называемая сланцевая революция, которая позволила нарастить добычу своего газа. Так что теперь Катар готов поставлять газ в другие регионы. Прогнозируют также, что через несколько лет Австралия обгонит Катар по объемам производства сжиженного природного газа и окажется крупнейшим экспортером.
Несмотря на недостатки варианта с плавучим танкером FSRU, для Украины сейчас это более приемлемый выход. Ведь строительство стационарного терминала, на что нужно уже пять лет, стране сейчас совершенно не по карману. Даже если, как сообщалось ранее, удастся привлечь инвестора и взять кредит (тогда необходимо было бы оплатить лишь треть от всей необходимой суммы). При той ситуации, которая сейчас есть в Украине, привлечь инвестора слишком сложно. Собственно, в ближайшее время – маловероятно. Так что заняться этим проектом можно только со временем.
Что же касается FSRU, то здесь Украине наоборот стоит поторопиться с принятием решения. Как отметил в интервью изданию "Дело" Сергей Евтушенко, есть бизнес-план, ТЭО, и в ноябре прошлого года подписан term sheet – существенные условия договора. "Если мы выполним условия с украинской стороны, подпишем этот контракт, то его параметры нам уже известны, никаких сюрпризов не должно быть. Но этот term sheet имеет срок действия, он ограничен. Не исключаю, что мы сможем продлить срок действия term sheet, но мы подписали его в ноябре. Вы сами знаете, какие события происходили после", – объяснил глава Нацпроекта.