В начале января 2016 года на один из европейских газовых терминалов прибудет пробный танкер с американским сжиженным газом. Это еще не системные поставки: танкера в ближайшие месяцы будут загружаться согласно плану технологической настройки первого американского экспортного терминала Sabine Pass.

Как утверждают источники Reuters, первая партия газа из США отправится в Литву, и это будет символизировать геополитическое значение американского газового экспорта. При этом и Литва, и Польша заявляют о желании транспортировать полученный на своих новых терминалах сжиженный газ в направлении Украины.

США, так же, как и Россия, использует энергоносители для геополитической борьбы. Но если излюбленный инструмент Москвы – перекрывание газового краника непослушным странам, то Вашингтон использует газ скорее как оборонный ресурс, поставляемый дружественным государствам. Попутно сбивая цены на европейских рынках, и тем самым снижая доходы стран-бензоколонок.

Читайте также "Газпром" задумал построить LNG-терминал на побережье Черного моря

К тому же, экспорт может помочь немного восстановить просевшие после «сланцевой революции» газовые цены на внутреннем рынке США, и тем самым дать стимул для продолжения активной добычи этого вида топлива. Правительство США разрешило нескольким компаниям перенастроить терминалы приема сжиженного газа на обратный процесс. Sabine Pass является самым крупным из них – мощностью 25,5 млрд кубометров в год, и уже почти готов к работе. Второй по мощности и по времени сдачи в эксплуатацию - Corpus Christi, 22,1 млрд кубометров в год, оба они принадлежат Cheniere Energy Inc, вложившей в свои СПГ-заводы около $30 млрд. И он, и еще три терминала других компаний, запустятся в 2017-2018 годах и дадут возможность США экспортировать около 80-90 млрд кубометров газа ежегодно.

«Изюминкой поставок американского СПГ станет полная свобода для покупателей, которые смогут его реэкспортировать при желании. Кроме того, цена на американский СПГ будет привязана к показателям Henry Hub в Луизиане, а значит, сам газ будет существенно (на 30-50%) дешевле, чем у конкурентов из Австралии и Катара», - комментирует энергетический эксперт Роман Рукомеда. И это еще больше обвалит цены на СПГ на мировых рынках.

Собственно они уже обвалились: Bloomberg подсчитал, сто в настоящее время США невыгодно экспортировать газ в Азию.

Согласно исследованию агентства, 5 лет назад игроки глобального рынка запустили строительство 90 заводов СПГ. Основные игроки здесь – Австралия, которая к 2020 году выйдет на уровень экспорта в 90-100 млрд кубометров в год, а также Катар, который сможет поставлять более 100 млрд кубометров. Но нынешний спрос требует завершения только 5 таких проектов: остальной СПГ просто не будет кому покупать. Причин здесь несколько: замедление китайской экономики, дешевый уголь, возвращение Японии к ядерной энергетике и уже упомянутая сланцевая революция. Поэтому часть проектов, в том числе американских, может быть остановлена. "Теперь операторам будет все труднее убеждать финансовые институты выделять деньги на постройку дополнительных мощностей СПГ", - прокомментировал Bloomberg Тим Боерсма, исполняющий обязанности директора по энергетической безопасности Института Брукингса в Вашингтоне.

Кто получит кусок пирога: бизнес и геополитика Не менее 50% американского СПГ будут продаваться в Европу, поскольку транспортное плечо в этом случае короче, чем в Азию. Но при этом не исключено, что покупатели все-таки будут его реэкспортировать в Азию или в Южную Америку, отправляя туда купленные танкеры. «В последние 5-7 лет реэкспорт СПГ стал популярным бизнесом во многих странах мира», - констатирует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Наибольшее количество топлива с первого американского терминала законтрактовал британский трейдер BG Group, который недавно был поглощен Shell. Вероятно, он будет поставлять газ в разные порты Европы и Азии. Кроме того, контракты есть у испанской Gas Natural Fenosa, корейской KOGAS, индийской GAIL, французской Total, британской Centrica и прочих. Часть газа Cheniere будет продавать самостоятельно на спотовом рынке.

Но самое интересное, что американцы хотят построить и свои собственные терминалы по приему СПГ – в Хорватии и Греции, причем эти проекты лоббируются на уровне госсекретаря США Джона Керри, полученный на них газ пока планируется поставлять в Венгрию и Словакию.

У Литвы пока нет постоянного контракта на закупку американского газа: есть только рамочное соглашение о возможностях таких поставок. Но нынешние пробные партии – не входящие в условия постоянных контрактов с другими поставщиками – Cheniere, по даням западных медиа, решила отправлять именно в Литву. Позже эта страна, точно так же, как и Польша, смогут закупать газ Cheniere напрямую или через BG Group, как по контракту, так и на спотовом рынке.

Сильнее всего приход нового поставщика на европейский рынок ударит, конечно, по «Газпрому». Американские аналитики пишут, что у россиян теперь есть два сценария: снизить контрактные цены и сделать закупку СПГ невыгодной, как он уже делает это на рынке Литвы, либо сократить добычу до тех пор, пока не вырастут цены – что уже случалось в 2009 году. Но при этом эксперты предупреждают: чтобы выдавить американских конкурентов, нужно будет «сбить» цену на споте до $150 за тысячу кубометров.

Зачем полякам и литовцам труба в Украину Для Литвы и Польши приход американцев будет очень кстати. Литва в 2014 году арендовала свой плавучий СПГ-терминал у норвежцев, установила его в Клайпеде, и имеет право до 2024 года подумать, стоит ли его покупать насовсем. Пока что страна приобретает 0,5 млрд кубометра газа в год у Statoil по цене около $310-350 за тысячу кубометров – Россия в ответ снизила цены до $280. Контракт с норвежцами загружает терминал только на 20%, остальные мощности простаивают.

Польша официально запустила свой терминал в Свиноусце 12 октября нынешнего года, первый танкер из Катара ожидается 11 или 12 декабря. Это пробные поставки, которые будут продолжаться по март, а потом Qatargas будет поставлять 1,5 млрд. кубометров газа в год, притом, что терминал способен принимать 5 млрд. кубометров, а вскоре его мощность должна увеличиться до 7,5 млрд. кубометров. Цена катарцев тоже достаточно высока, официально стороны ее не раскрывают, но эксперты оценивают ее в $380.

Обе страны пока не спешили загружать терминалы полностью, и придерживались стратегии «ружья на стене»: возможность альтернативных поставок позволяла им выбивать у «Газпрома» дополнительные скидки. Получалось, что переплаты за небольшие объемы законтрактованного газа с лихвой перекрывались удешевлением российского газа. Но теперь, когда американскийе поставки собьют цены в Европе, Литва и Польша смогут докупать газ на спотовом рынке и, как минимум, «разбавлять» дорогой контрактный газ более дешевым. А если повезет – то и договориться о дополнительных скидках с поставщиками СПГ. В частности, премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс уже заявил о начале переговоров с норвежцами о снижении контрактной цены «в связи с изменениями на газовом рынке».

Это значит, что компании получат практически полную независимость от «Газпрома». В частности, его контракт с литовцами заканчивается в 2015 году, и те не собираются больше заключать долгосрочных договоров. Москва уже согласилась продавать Вильнюсу газ на специальном аукционе, на котором цена будет формироваться в зависимости от спота. Польский газовый эксперт Войцех Якобик напоминает, что 2020 году между Литвой и Польшей будет построен интерконнектор, и к тому времени прибалтийской стране уже необязательно будет держать нынешний терминал в Клайпеде: можно будет диверсифицировать поставки, покупая газ с терминала в Свиноусце.

У поляков широкие планы по развитию СПГ-инфраструктуры. 18 ноября 2015 года правительство страны объявило, что оно собирается не только увеличить мощность действующего терминала с 5 до 7,5 млрд кубометров в год, но и построить новый в районе Гданська. «Для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность проекта, правительство должно будет защитить его от конкуренции со стороны Газпрома. В плане диверсификации, лучше отказаться от части гази из России. Но контракт с ней предусматривает условие «бери или плати», - жалуется Войцех Якобик.

Иными словами, и в Польше, и в Литве благодаря строительству терминалов сформировался профицит мощностей по импорту газа. И обе станы видят решение в реэкспорте.

И Польша и Литва давно и с вдохновением говорят о том, что они хотят поставлять СПГ из своих портов в Украину. Проблема только в том, что в настоящее время из Польши в Украину может транспортироваться лишь 1,5 млрд. кубометров газа в год.

Литва уже предлагала организовать поставки через Беларусь – однако 8 июня нынешнего года «Газпром», контролирующий беларусские трубы, ответил отказом. Поэтому для реализации планов Варшавы и Вильнюса придется подождать до 2019-2020 года.

«После строительства интерконнекторов Украина-Польша и Польша-Литва мы получим доступ и к польскому, и к литовскому СПГ-терминалам. Если США уговорят еще и греков с хорватами построить у себя инфстраструктуру для приема СПГ, то доступ к американскому газу откроется и через южные регионы Украины», - отмечает Роман Рукомеда.

Правда, может оказаться, что к тому времени Украине уже нужно будет намного меньше газа, чем сейчас, да и цены из-за демпинга американцев и австралийцев на мировом рынке сильно упадут. «Для нас важно не упустить нынешний удачный момент и создать баланс внешних газовых поставщиков, играя на вопросах цены, безопасности и долгосрочных партнерских отношений», - добавляет эксперт.

Впрочем, в любом случае инфраструктура лишней не будет. Поскольку польско-украинская труба позволит транспортировать в Украину ежегодно до 8 млрд. кубометров газа, то попутно этот проект воплотит украинскую мечту о создании на базе отечественных газохранилищ большого газового хаба.

Читайте также Аравия теснит Россию: как инвестировав в портовый терминал, Польша избавилась от нефтяной иглы Кремля