Ежегодно на паритетной основе Украина договаривается со странами Европы и Азии об обмене разрешениями на международные автоперевозки. Однако, того количества разрешений, которое нам выделяют, как правило, не хватает. Особенно, речь идет о таких дефицитных направлениях, как Австрия, Италия, Венгрия.
“Началось все еще лет восемь назад, когда Италия заморозила для нас квоту на уровне 15 тыс разрешений. А нам нужно было больше, - рассказывает начальник департамента организации перевозок и информационного обеспечения АсМАП Александр Лановенко. И для того, чтобы растянуть это количество разрешений на весь год (потому что обычно они заканчивались еще в июне), было введено квотирование. Со временем, направлений на которые были введены квоты становилось все больше. Практически ни у кого из перевозчиков жалоб не возникало, все знали сколько разрешений за кем закреплено. И если бы у нас все происходило прозрачно: оглашались результаты распределения квот, учитывались все перевозчики, то проблем бы не возникло”.
В сфере грузовых международных перевозок сложилась ситуация, когда многие компании не имеют доступ к рынку. Квотирование осуществляется на основе работы перевозчика за предыдущий период. Из-за осложнившихся отношений с Россией, компании, которые работали на этом рынке, вынуждены переориентироваться на другие страны. Однако, многие не могут получить квоты, поскольку раньше на этих направлениях не работали. Кроме того, рынок сложился так, что самые лакомые направления достаются компаниям уже устоявшимся на рынке, остальным - приходится довольствоваться остатками.
В конце прошлого года Мининфраструктуры сообщило о том, что выдача разрешений на международные грузовые автоперевозки будет осуществляться в автоматическом режиме с помощью электронной системы. Проект был разработан министерством совместно с Укртрансинспекцией и АсМАПом и был представлен департаментом автомобильного транспорта Мининфраструктуры 18 декабря 2013 г. Как сообщало тогда министерство, в предыдущие годы некоторые автоперевозчики высказывали недовольство результатами работы комиссии по распределению разрешений, указывая на ее необъективность. Чтобы полностью исключить влияние человеческого фактора процедуру решили автоматизировать. Перевозчики неоднозначно отзывались о нововведении, ссылая на то, что программу нужно увидеть в работе.
Через несколько месяцев после введения электронной системы, Укртрансинспекция уже во главе с Валерием Черненко, заявила, что будет инициировать отмену распределения квот. Кроме того, была создана комиссия по расследованию предыдущих фактов выдачи и использования разрешений на международные автомобильные перевозки.
Бесперспективность регулирования На прошлой неделе распределение квот на международные автоперевозки все-таки отменили. Правда, чтобы посмотреть, как на это отреагирует рынок, в свободное обращение были отданы квоты только на текущий квартал. Решение о дальнейшем квотирование разрешений, имеющих ограниченные годовые квоты на следующий квартал, будет принято в ближайшее время. “Приостановлено действие утвержденных распределений на разрешения, которые имеют ограниченные годовые квоты по таким странам как Австрия, Азербайджан, Беларусь, Италия, Казахстан, Румыния, Словакия, Турция, Чехия, Узбекистан и Венгрия”, - сообщил Валерий Черненко.
По его словам, прошлое руководство министерства активно работало над урегулированием рынка по распределению квот, однако инспекция начала выявлять массовые нарушения при выдаче и сдаче разрешительных документов. «Поэтому, дальнейшее регулирование показало свою бесперспективность», - отметил Валерий Черненко. Он также добавил, что принятая мера даст возможность всем перевозчикам, как маленьким, так и большим, работать в одинаковых рыночных условиях. Кроме того, планируется создание некого фильтра допуска к рынку, который даст возможность ставить ограничения для некоторых компаний, не соответствующих критериям, прописанным в действующем законодательстве. Среди этих критериев – добропорядочность, финансовая состоятельность и профессиональная компетентность.
В сфере грузовых международных перевозок сложилась ситуация, когда многие компании не имеют доступ к рынку. Квотирование осуществляется на основе работы перевозчика за предыдущий период.
По мнению генерального директора АсМАП Украина Петра Главацкого, отмена распределения квотирования может привести к коррупционным механизмам. “Участники рынка, то есть перевозчики и инспекторы, могут оформлять разрешения на несуществующие компании, чтобы создать некий запас на конец года”, - считает он. Но, по словам Валерия Черненко, Укртрансинспекция отработала механизм защиты, понимая риски, которые закладываются сегодня в контроль за использованием и выдачей дефицитного разрешения. “Мы будем отслеживать автомобиль и по таможенной декларации, и по информации от таможни о пересечении границы. Таким образом, думаю, что нам удастся избежать злоупотребления чиновников и создания коррупционных схем”, - добавил глава Укртрансинспекции.
Ни туда – ни сюда Перевозчики в целом одобряют отмену системы квотирования, особенно на те страны, где распределение квот было введено только в этом году. В силу осложнившихся отношений с Россией, для перевозчиков этот рынок закрылся. Одновременно, были введены квоты на страны, куда они могли бы переориентироваться. “Сложилась ситуация, когда в Беларусь не можем, потому что квоты не дают, и в Россию не можем, само собой. Получается, ни туда-ни сюда. Кто как может, выходит из ситуации”, - рассказывает руководитель компании “Житомиртранс” Александр Волощук.
Начальник отдела международных перевозок компании “Большая Медведица” Андрей Заднепрянец рассказал ЦТС, что перевозчики просили отменить только те квоты, которые были введены в 2014 г. Среди них Чехия, Казахстан, Беларусь и т.д. По его словам дебаты длились долго, но в итоге отмени все квоты.
Поэтому компании, которые работали как раз с теми направлениями, на которые квотирование было введено только в этом году, поддерживают отмену распределения. “Это хорошо, поскольку распределение этих квот было теневое”, - говорит один из перевозчиков.
Время покажет Но с другой стороны, отмену квот на Италию, Австрию и Венгрию, никто из опрошенных ЦТС перевозчиков, не поддержал. Мало того, их прогнозы по поводу того, как теперь будет функционировать рынок – неутешительны.
“Я считаю, что на особо дефицитных направлениях, которые квотировались уже не один год (для примера, Италия, Венгрия, Австрия) не нужно было этого делать. Люди давно работали в этой нише и сейчас начнутся злоупотребления”, - говорит Андрей Заднепрянец. “Сейчас перевозчики приходят на импорт/экспорт по направлению Украина/Европа и демпингуют цены до такой степени, что ездить смысла вообще нет. С помощью квотирования можно было защитить рынок. Мы потеряем все разрешения, сработаем по демпинговым ценам а в конце года вместо нас поедут европейские перевозчики”, - прогнозирует возможные последствия представитель компании “Большая Медведица”.
Александр Волощук также считает, что “немного сконфузили с Австрией, Италией и Венгрией”, потому что “там наработки годами”. Прогнозируя ситуацию по этим странам он добавил: “Пока работаем. Если закончатся разрешения, то они закончатся для всех одновременно”. Генеральный директор одной из крупных транспортных компаний “Транспеле” Ирина Лестниченко категорически против отмены распределения квот на Австрию, Венгрию и Италию. “10 лет эта квота работала безукоризненно, и сейчас ломать это - не есть правильно”, - говорит руководитель компании. Она добавляет, что один квартал - это не показатель (для того, чтобы оценить как примет нововведение рынок - ЦТС). “Сейчас многие машины стали. Восток Украины, со всяком случае, не работает. А вот когда ситуация стабилизируется и все начнут работать, вот тогда и посмотрим во что выльется Австрия, Италия и Венгрия, но не во что-то хорошее”, - считает Ирина Лестниченко.