Шесть месяцев тому назад новоназначенный глава Одесской ОДА Михаил Саакашвили отметился рядом высказываний по поводу существующей ситуации в транспортном секторе региона и перспектив его развития. Таким образом, он обозначил направления планируемых изменений.
"На дорогу Одесса-Рени планируется выделить в текущем году 700 млн гривен, а затем направить туда средства Мирового банка. В идеале там должен быть автобан", - сказал Саакашвили на пресс-конференции в Одессе 11 июня. Отремонтировать дорогу и запустить программу ремонта дорог в регионе, по его словам, должны были до конца года. Кроме того, в своих планах Саакашвили озвучивал ремонт трассы Киев-Одесса и других ключевых магистралей области.
По факту в конце года удалось только начать делать объездной участок и аварийный ремонт на 166 километре автотрассы, а министр инфраструктуры Андрей Пивоварский отметил, что только капитальный ремонт автомобильной дороги Одесса-Рени обойдется в сумму от 3,5 до 4 миллиардов гривен. В октябре Саакашвили заявил о поступлении первых 115 млн гривен на ремонт дороги. Дальнейшее финансирование предполагает ежемесячные поступления средств от Одесской таможни. Удалось ли до конца года получить ранее заявленные 700 млн гривен пока неясно. С перенаправлением на проект средств Мирового Банка тоже пока туго.
В июне Саакашвили также заявил, что Одесский регион должен стать ключевым звеном в транспортировке грузов с Востока в Европу. По его словам, Украина должна потеснить Россию в этом аспекте, так как логистические возможность в Одесской области лучше. К реализации этой идеи, действительно, удалось подойти вплотную. 15 января с Одессы будет отправлен в направлении Китая в обход России контейнерный поезд. Будет ли этот проект действительно коммерчески выгодным – большой вопрос. Впрочем, пока существуют проблемы с транзитом украинских грузов через Россию, такая альтернатива необходима.
Еще одной резонансной инициативой Саакашвили было создание в регионе еще одного аэропорта. Впрочем, от этой идеи со временем отказались и ее следует рассматривать исключительно как инструмент давления на несговорчивых инвесторов Одесского аэропорта.
Сейчас уже очевидно, что в секторе инфраструктуры Одесской области блиц-крига за полгода не вышло и большинство глобальных инициатив пока не сошли с небес на твердую землю. Мы пообщались с советником Михаэла Саакашвили, экс-замминистром экономики Украины Сашей Боровиком о том, какие коррективы пришлось вносить в изначальные намерения, почему и какие существуют преграды для преобразования инфраструктуры региона. Вот его ключевые тезисы.
О глобальном и латании дыр
Я недавно сел перед картой Одесской области со своим агентством по инвестициям и спросил их: почему у вас такие мелкие аппетиты, почему вы не мыслите глобально, почему все, что вы мне говорите, – это латание каких-то дыр? А мне отвечают, что, например, дорогу под концессию нельзя отдать, потому что есть закон, который запрещает то-то и то-то. Но если мы не можем этого сделать, то здесь нечего делать.
Хай-вей в Рени – практически невозможно
По поводу создания третьего аэропорта: в тех условиях, в которых мы сегодня находимся, – прежде всего, политических и отчасти экономических, – нам бы дорогу на Рени построить. Хотя бы залатать дыры, которые там есть. Там на самом деле должен быть хай-вей, но в сложившейся ситуации это практически невозможно. И когда меня спрашивают "а что вы сделали за шесть месяцев", я отвечаю, что мы в политической борьбе, за все нужно бороться.
Об аэропорте
Если удастся раскрыть весь потенциал Одессы – нам будет недостаточно одного аэропорта. Возьмем, к примеру, аэропорт Вашингтон (DC, District Columbia). Там есть Национальный аэропорт – для тех людей, которые прилетают непосредственно в DC, это небольшой аэропорт. В 50 милях от DC есть Dulles Airport – и это большой хаб. Если прилетаешь из Калифорнии, из Европы, и если тебе нужно в центральную часть восточного побережья – ты приземляешься там… Но аэропорт нужно рассматривать, как одну из составляющих частей достижения более глобальной цели – улучшения делового и туристического климата.
О Lufthansa и лоукостах
Если говорить о расширении потенциала аэропорта. Я бы очень хотел, например, чтобы сюда два раза в день летала Lufthansa. Но инвестиции немецкого бизнеса в Одесский регион – всего 3 процента от общего объема. Зачем Lufthansa летать сюда два раза в день?
Возьмем лоукосты. Представим, что в Одессу будет можно легко и дешево прилететь. Но все мои друзья с Запада, которые приезжали ко мне за последние полгода, уезжали быстрее, чем изначально планировали. Они видели город в его нынешнем состоянии, отсутствие инфраструктуры. Они прилетали на неделю, но говорили: "Мы рады, что тебя увидели, но мы летим обратно". Что они сделают, когда прилетят в Мюнхен? Скажут семье и друзьям, что в Одессе больше трех дней делать нечего, что там одна легенда. Прошлым летом здесь были лоукосты, но тогда не хватало гостиниц, они были переполнены. Сейчас все гостиницы свободны, потому что зимой, осенью, весной здесь особо нечего делать. Соответственно – зачем сюда будет летать лоукост? В декабре, в середине недели я пытался заказать гостиничный номер во Львове. Был свободен всего один номер в старой советской гостинице. Львов – не настолько сезонный, и у них постоянно что-то идет. И для того, чтобы что-то шло у нас, должны быть инвестиции в инфраструктуру.
О инвестициях в инфраструктуру
Хороший аэропорт нужен, но не стоит думать, что он решает проблему. Аэропорт – это и символ, и часть инфраструктуры, но проблема гораздо серьезнее. Если вы посмотрите на городской бюджет на 2016 год, он будет 4,8 млрд гривен, это в два раза меньше, чем киевский. Это значит, что мы инвестируем в инфраструктуру в два раза меньше. Я думаю, что через прозрачную приватизацию, через концессию и иные инструменты мы можем поднять бюджет. Но этого не происходит. Наш «Одесский пакет реформ» застрял на каком-то этапе, и уже прошло двенадцать недель, и мы не можем его протолкнуть. А там ничего противоречивого нет.
Везде свои интересы
Украина не ступила на путь реформ, и в этом вся проблема. По сути, вся наша команда сейчас проходит какой-то период разочарования, потому что мы ехали сюда делать реформы. Я не думал, что здесь придется убеждать делать реформы, мы к этому были не готовы. Я считал, что революция показала, что страна хочет ступить на путь серьезного реформирования. Но сегодня проблема в том, что здесь нужно со всеми входить в договорняк. Если хочешь что-то сделать – ты должен сначала кому-то что-то пообещать, чтобы тебя поддержали в том, что ты хочешь сделать. И потом ты уже – часть системы. Чтобы группа единомышленников села и решила «давайте делать из Одесского региона Баварию» – так не получается. Везде свои интересы. У нас невозможно начать методично над чем-то работать: ты делаешь шаг вперед, два назад, погряз в политической борьбе, выходишь без сил, а нужно делать еще шаг вперед. И вот это очень сильно напрягает.