По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), в 2014 году украинские гавани снизили перевалку контейнеров почти на 13 процентов, хотя и сохранили лидирующее положение на Черном море (Украина – 29,78%, Россия – 25,65%, Румыния – 22,42%, Грузия – 13,80%, Болгария – 8,35%). В январе-апреле текущего года обработка контейнеров в портах страны снизилась еще на 28,2%, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (до 172 тыс. TEU). Перевозчики бьют в набат: нужно принимать срочные меры, так как Украина утрачивает лидерство и может опуститься на третье место в регионе по показателям.

Читайте также Пять идей для Украины, чтобы сохранить региональное лидерство в перевалке контейнеров

В ходе прошедшей в Одессе Международной транспортной недели был определен ряд необходимых мер – стратегических и тактических, – призванных исправить ситуацию. В ходе круглого стола "Стратегия развития контейнерных перевозок в Украине – 2015" представитель Ассоциации контейнерных линий Украины (АКЛУ), руководитель отдела транспорта и агентирования "Маерск-Украина" Дмитрий Нежданов очертил основные направления данной отрасли: упрощение процедур контроля в портах, улучшение портовой инфраструктуры и усовершенствование тарифной политики.

Меры, которые необходимо принимать уже в текущем году, относятся, прежде всего, к первому направления: упразднение необходимости перевода документов, автоматизация процесса перерегистрации линии, уменьшение количества контролирующих лиц в портах и введение ответственности за безосновательный досмотр груза, внедрение реальной свободной практики в портах.

Свободная ли практика? Вопрос свободной практики в украинских портах вызвал одну из самых оживленных дискуссий в ходе транспортной недели. Оппонирующую точку зрения выразил операционный менеджер СMA CGM Николай Владимиров. Подчеркнув, что перевозчик был одной из первых компаний, поддержавших в свое время введение свободной практики, он отметил, что позже пришлось отказаться от этого принципа работы. "Во-первых, мы выигрываем благодаря этому не более получаса – 15-20 минут против 40-45 в обычном режиме. Но при выходе из порта мы можем стоять в режиме закрытой границы, пропуская другое судно или еще для каких-то мер – и весь выигрыш во времени теряется. Даете свободную практику на приход – давайте ее и на отход", – заявил он.

Представили руководства портовой отрасли все же уверены в том, что данная практика работает. Как отметил замглавы АМПУ Вячеслав Вороной, полчаса – это реальная экономия: "За это время можно 50-80 контейнеров выгрузить. Если для перевозчика оно не имеет большого значения, то это особенности его режима работы". Замглавы администрации Одесского порта Руслан Сахаутдинов призвал вспомнить, что в предыдущие годы нередко по 6-7 контейнеровозов вынуждены были стоять на рейде в ожидании разгрузки. "И если мы каждому из них сэкономим по 30-40 минут, то это 28 суток в году. Хотя я понимаю, что в сегодняшнем, не таком активном режиме, кто-то может не испытывать в этом необходимости", – подчеркнул он. 

"Контейнерщики" настаивают на уменьшении числа проверяющих в портах. По утверждению представителей АМПУ, данный вопрос лежит в законодательной плоскости и здесь необходимо разрабатывать соответствующие акты.

Представители перевозчиков и компаний-агентов высказали ряд замечаний. Все сошлись во мнении относительно полезности свободной практики, отметив, что при ее реализации в порту не должно быть никаких помех. "Мы все признаем, что это шаг в правильном направлении, но нужно делать следующие шаги", – заявил президент АКЛУ Стефан Кленчу.

Закрыть нельзя открыть Один их ключевых вопросов работы линий – открытие-закрытие госграницы Украины при заходе судна в несколько национальных портов, например – в пути следования через Одессу и Ильичевск. Сегодня граница закрывается при выходе из одного порта и открывается вновь в следующем. Перевозчики и агенты взывают к здравому смыслу – с тем, чтобы не тратить время и ресурсы всех причастных сторон. Как отметил Вячеслав Вороной, по просьбе АКЛУ Администрация морпортов взяла на себя решение этого вопроса – и уже создана соответствующая рабочая группа.

Схожая ситуация – с проблемой чрезмерного (по мнению перевозчиков и агентов) количества проверяющих лиц в портах. "Контейнерщики" настаивают на уменьшении их числа. По утверждению представителей АМПУ, данный вопрос лежит в законодательной плоскости и здесь необходимо разрабатывать соответствующие акты.

Антипроблемный законопроект Для того, чтобы решить наболевшие контейнерные вопросы в комплексе, АМПУ разработала законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов – о содействии процедурам торговли и логистики в портах. Его представил заместитель руководителя Администрации Вячеслав Вороной. В документе, среди прочего, предусмотрено решение уже упомянутых вопросов – в частности, об открытии границы в первом порту и закрытии при выходе из последнего порта страны.

Также речь идет о 100-процентном предварительном документальном контроле со стороны таможенных органов, о досмотре груза исключительно на основании данных системы анализа рисков и установлении ответственности за безосновательный досмотр. Кроме того, говорится о проведении санитарного и фитосанитарного контроля одними и теми же сотрудниками (в силу того, что они имеют одно подчинение), об осуществлении экологического контроля только в случае явного нарушение экологического законодательства, о досмотре контейнеризированного груза, перемещаемого с судна на железную дорогу, только до погрузки на железнодорожную платформу – и некоторых других мерах.

По утверждению, Вячеслава Вороного, законопроект уже передан народным депутатам – и в ближайшее время можно рассчитывать на то, что ему будет дан официальный ход.

Представители смежных отраслевых ассоциаций согласны с "контейнерщиками" в насущной необходимости решения упомянутых вопросов. Как отметил в ходе дискуссии "Современные тенденции функционирования и развития портов" исполнительный директор Ассоциации портов Черного и Азовского морей (BASPA) Георгий Токман, Украине сегодня следует активнее привлекать грузопотоки, идущие из Азии в Европу, в частности, в Прибалтику. Для этого, по его мнению, нужно кардинально решить проблему пропуска грузов, транспортных средств и пассажиров в украинских гаванях – с учетом международного опыта. "Например, в порту Батуми на то, чтобы выгрузить и оформить автомобиль, пришедший в контейнере, требуется двадцать минут. Сколько часов и даже дней уходит на это в наших портах?", – отмечает он, вместе с тем подчеркивая, что приоритетная роль в данных изменениях принадлежит все же центральным органам власти.

Читайте также Украина теряет контейнера: обзор контейнерного рынка Черного моря за 2014 год