Круизный бизнес считается самым перспективным сегментом туризма. Даже после начала мирового финансового кризиса он не сбавил темпы роста (в среднем около 7%), так что в 2014 году, по прогнозам участников рынка, в морские круизы отправится более 25 миллионов человек. Компании предлагают большое число морских и океанских маршрутов, и принципиально новых круизных направлений на туристическом рынке ожидать не стоит, хотя определенный потенциал еще есть. Прибыль от туристов с круизных лайнеров получают не только круизные компании, но и города, которые те посещают. Поэтому с каждым годом ужесточается борьба за клиента: увеличиваются инвестиции в развитие портовой инфраструктуры, упрощается визовый режим.
Перспективы Украины в основном связаны с принятием Закона о морских портах, что открывает возможности круизным операторам развивать необходимую инфраструктуру. В прошлом году в порт Одессы 32 судозахода совершили лайнеры с размерами больше 200 метров, а общее количество прибывших на них туристов составило немногим более 100 тыс. человек. Но это на самом деле очень мало. Для сравнения, в порт Стамбул заходит 400 круизных судов в год.
Читайте также интервью с Royal Caribbean: пока в Одессу едут не самые богатые люди.
Круизы по Черному морю: топ-5 самых интересных вояжей
Ставка на круизы Французский Марсель за короткое время превратился в один из крупнейших круизных центров благодаря строительству нового порта, который отдали в концессию круизным компаниям. Ожидается, что число круизных пассажиров в городе с 400 тысяч в 2009 году увеличится до 3 миллионов к 2015 году.
В Гонконге открыли новый круизный терминал «KAI TAK Cruise Terminal», который называют самым большим в мире. Одновременно здесь могут пришвартоваться 10 круизных лайнеров с 37 тысячами пассажиров. Правительство Китая рассчитывает привлечь в город туристов, клиентами круизных операторов станут также представители среднего класса, десятки миллионов которых живут неподалеку от Гонконга. Благодаря терминалу новые маршруты смогут связать по морю туристов Китая, Тайваня и Японии.
В прошлом году решительные шаги в борьбе за круизного туриста предприняли Объединенные Арабские Эмираты, где стали вкладывать значительные инвестиции в инфраструктуру для поддержания туристических объектов и услуг. В Мина Зайеде (Абу-Даби) возвели новый крытый морской терминал. Дубай стал модернизировать Порт Рашид, чтобы вместо двух принимать уже целых пять круизных лайнеров одновременно.
В ноябре правительство ОАЭ выпустило министерский декрет, который, в частности, дает туристам на круизных кораблях право на многоразовый въезд, поскольку их маршрутная карта включает въезд в страну более одного раза. Участники рынка отметили, что это устраняет трудности на пути круизных линий и их пассажиров, и позволит ОАЭ более эффективно соревноваться с другими круизными местами.
В заливе Пуэрто-Барриос на Карибском побережье Гватемалы собираются построить крупнейший в Центральной Америке круизный морской терминал, который сможет принимать до 600 судов за сезон (в сезоне 2011-2012 годов Гватемала приняла их только 48, большинство швартовались в порту Кетцаль). Местные власти планируют, что строительство завершится уже через пару лет, еще год уйдет на то, чтобы включить его в маршруты крупнейших круизных компаний.
Морская администрация афинского порта Пирей посчитала, что развитие круизных пассажирских линий может перегрузить возможности двух круизных терминалов. Министерство экономики Греции выносит на официальное обсуждение вопрос о сооружении в Афинах второго порта специально для приема круизных лайнеров.
Реконструкция причалов и инфраструктуры для круизных судов ведется и в ряде портов Черного моря. В болгарском Бургасе, к примеру, до конца года должен быть построен новый пассажирский терминал и яхтенная марина.
Cуществующая инфраструктура украинских портов, за исключением Одессы, не позволяет принимать большие лайнеры длиной 300 метров и более.
Уже этой осенью ожидается окончание строительства современного международного круизного терминала в российском городе Сочи. После реконструкции порт сможет одновременно принимать два круизных судна длиной до 300 метров и один пассажирский паром длиной до 170 метров. Оснащенный по последнему слову техники терминал будет иметь пропускную способность 1200 человек в час. На круизных судах и паромах разместят гостей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.
Перспективы Украины Участники рынка считают, что для иностранных туристов интересна и Украина. По мнению вице-президента по коммерческому развитию крупнейшего компании Royal Caribbean Cruises Джона Терсека, она может заинтересовать, к примеру, американцев и британцев, которые в своей жизни уже много путешествовали. "Им не нужна Венеция или Флоренция, они устали от Барселоны, они уже видели все чудеса света – и ищут чего-то нового. Вот именно для таких клиентов то, что может предложить Черное море и черноморские порты, может быть очень интересным", – говорил он в интервью ЦТС.
Однако существующая инфраструктура украинских портов, за исключением Одессы, не позволяет принимать большие лайнеры длиной 300 метров и более. Зайти же лишь в один порт в конкретном регионе круизное судно не может – в одном переходе их должно быть несколько. Поэтому Royal Caribbean Cruises планирует инвестировать в Ялтинский морпорт и развивать порт в Севастополе. Власти же Севастополя уже сообщили, что компания попросила зарезервировать 6 га земли в районе памятника Солдату и Матросу для строительства необходимой инфраструктуры.
"Одесский порт прекрасно справляется с существующей нагрузкой, но сюда сегодня приходят старые суда, не самые большие и не самые дорогие. И это суда, на борту которых путешествуют не самые богатые люди. Если будет развиваться инфраструктура портов – будут приходить самые современные, дорогие суда, и на борту этих судов будет путешествовать публика, которая тратит значительно больше средств, чем те люди, которые приезжают в Украину сегодня", – говорил Джон Терсек.
Кроме того, как подчеркивал в прошлом году руководитель компании Р. Wild International Питер Уайльд, для того, что бы туристы, тратили в посещаемых городах больше денег, нужны усилия по развитию рынка услуг. "Мы исследовали один круизный маршрут, в котором туристы посещают португальский Лиссабон и ирландский город Корк. Так вот в Лиссабоне туристы этого круиза за день тратят много меньше, чем в среднем по Европе, – лишь 40 евро, а в Корке – 180 евро", – отмечал он.
Нужно также понимать, что именно привлечет туристов с круизного лайнера. Посещая Аляску и Юкон, состоятельные клиенты компании P&O Princess, которую несколько лет назад купил круизный гигант Carnival, желают купить там ювелирные изделия. Carnival даже стала получать от владельцев магазинов посредническое вознаграждение, зависящее от объема продаж, и оно даже превышало доходы от билетов. В Нью-Йорке европейцы покупают товары французских и итальянских производителей где-то на 30% дешевле, чем у себя же на родине.
Прошлой весной мэр Ялты Алексей Боярчук заявил, что круизный туризм не дает городу доходов. "Турист пользуется практически всеми услугами на круизном лайнере, а на суше деньги тратит только на посещение музеев. Ялтинский морской торговый порт получает также портовый сбор. В тоже время, мы получаем нагрузку на наше коммунальное хозяйство, дороги", – пояснил он. Но с таким взглядом явно согласятся не все. Администрация Одесского морского торгового порта отмечала, что пассажир круизного судна тратит в Одессе 150 евро в день.
В конце концов, туриста интересует местная специфика, колорит, местная кухня и т.д. Скорее, просто необходима хорошая реклама. К примеру, среди круизных туристов, посещающих Таллинн, есть такие, которые хотят попробовать разные сорта местного пива. Местным журналистам они сказали, что на теплоходе видели рекламный фильм, в котором говорилось, что эстонское пиво одно из лучших в Европе.
О круизном потенциале Одессы читайте в эксклюзивной колонке главы Администрации морских портов Украины Юрия Васькова У Черного моря высокий круизный потенциал.