Внезапно распространившаяся коронавирусная инфекция и введенные в связи с ней ограничительные меры прервали путешествия и рабочие поездки миллионов людей по всему миру, а их репатриация, которая не закончилась по сей день, стала настоящей эпопеей. Однако застрять в море - еще более необычная проблема, нежели застрять в иностранном аэропорту. Для пассажиров десятков круизных лайнеров по всему миру их долгожданный отпуск превратился в настоящий кошмар.
Ограниченное пространство круизных лайнеров, на котором на продолжительный период компактно расположились сотни или даже тысячи людей, оказалось идеальной средой для распространения вируса. На некоторых из них вспышка была настолько большой, что они даже получили собственную строчку на мировых сайтах, публикующих статистику по COVID-19, - Worldometer и сайте Института Хопкинса.
Первая и самая крупная вспышка была зафиксирована на Diamond Princess - британском лайнере, находившемся у берегов Японии. С 4 февраля судно на целый месяц остановилось на карантин возле Иокогамы. На тот момент на его борту находилось более половины больных коронавирусом, зарегистрированных за переделами Китая. Сейчас среди пассажиров и экипажа злополучного рейса зарегистрировано 712 случаев заражения, 12 из которых закончились летально. Большая часть уже выздоровели, однако 56 человек все еще болеют, семеро из них - в тяжелом состоянии.
Ситуация на Diamond Princess вызвала серьезные опасения в круизной отрасли, в связи с чем операторы судов и государственные власти начали массово отменять рейсы и вводить карантинные меры.
Крупные вспышки впоследствии также были зафиксированы на втором судне оператора Princess Cruises, Ruby Princess - 662 заболевших, 19 смертей; Greg Mortimer (оператор - Aurora Expeditions) - 128 заболевших; лайнере Horizon (Pullmantur Cruises) - 125 заболевших; Grand Princess (Princess Cruises) - 103 заболевших, 3 смерти.
По состоянию на 15 апреля 2020 года случаи заболевания подтверждены на более чем двух десятках круизных лайнеров. Причем около 4 тыс. пассажиров 4 таких судов все еще не сошли на берег.
Надо сказать, что высадкой пассажиров проблемы операторов и экипажей круизных судов не заканчиваются, ведь в некоторых странах совсем не рады задержавшимся у их берегов чужим лайнерам.
Например, в Австралии в соответствии с законом о биологической безопасности все иностранные круизные суда обязали покинуть территориальные воды страны. Большинство из них уже это сделали, однако несколько лайнеров ослушались, среди них и зарегистрированный на Багамах Caledonian Sky, представители которого обратились в суд, считая такое решение несправедливым и негуманным. Пассажиров на этом судне уже нет, оно пришвартовано в порту города Дарвин только с экипажем на борту.
К слову, экипажи судов - это отельная группа людей, пострадавших от вспышки болезни - и прямо, и косвенно. Даже после того, как с некоторых из них были эвакуированы пассажиры, экипажи многих лайнеров остались на борту. Частично - по причине карантина - им нужно какое-то время находиться на обсервации после прощания с гостями, а частично еще и потому, что те страны, у берегов которых они застряли, не разрешают им сойти на сушу. Некоторые страны закрыли границы даже для собственных граждан, не говоря уже об иностранцах.
В одних только Соединенных Штатах, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, примерно 80 тыс. членов экипажа круизных лайнеров находятся на борту около 100 судов в портах или в море у берегов.
Фото - AFP/KAZUHIRO NOGI
Большая часть судов, которые во время вспышки коронавируса оказались в море, высадили пассажиров и снова вернулись в море, и теперь круизные компании пытаются найти дорогу домой для своих сотрудников. Ведь даже если они сойдут на берег, добраться в свою страну для них часто невозможно и воздушным путем. Как пишет NYT, некоторые члены экипажа, с которыми удалось связаться, признаются, что им не платят за то время, которое они просто скитаются в море, а также что они боятся, что даже после высадки пассажиров вирус все еще может быть на их судах.
Эксперты туристической индустрии опасаются, что круизный бизнес может не оправиться от коронавируса - акции круизных компаний прогнозируемо рухнули. Правительства по всему миру запретили новые круизы на пару месяцев, а некоторые рейсы были приостановлены как минимум до ноября 2020 года.
В США за последние полтора месяца количество заказов круизов на 2021 год на 40% превысило уровень бронирования круизов на 2020 год, осуществленных за аналогичный период год назад.
Но, возможно, аналитики недооценивают желание некоторых фанатов круизного отдыха вернуться на палубы морских лайнеров! Парадоксально, но факт: несмотря на эпидемиологическую ситуацию в мире, по данным The Los Angeles Times, в США за последние полтора месяца количество заказов круизов на 2021 год на 40% превысило уровень бронирования круизов на 2020 год, осуществленных зааналогичный период год назад. Многие туристы настроены оптимистично и ловят момент, чтобы приобрести путевку по сниженной цене. Тем же, чьи рейсы были отменены, агентства предлагают перебронировать их на другие даты. А некоторые пассажиры настолько уверены, что даже рассчитывают отправиться в путешествие уже этой осенью и не отменяют забронированные ранее туры, пишут американским СМИ. В десятках сообществ в соцсетях пользователи с сожалением обсуждают свои несостоявшиеся путешествия, и это дает круизным компаниям надежду на быстрое восстановление спроса после окончания эпидемии.
По материалам Bloomberg, The New York Times, The Guardian, The Los Angeles Times